Отправить письмо администратору Карта сайта Вход для пользователей
ГЛАВНАЯ
300 лет Кузбассу
НОВОСТИ
Питание
ДЕТСКИЙ ОТДЫХ
Дистанционное обучение
СВЕДЕНИЯ об ОО
Порядок поступления в школу
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Методическая копилка
Личные сайты учителей
Защита персональных данных
Это интересно
Красный...Жёлтый...Зелёный...
МУЗЕИ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Бережливые технологии
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Электронный журнал
ФГОС 2021
ГИА
ОЛИМПИАДЫ 2022
Закон «Об образовании в РФ»
ВОЛОНТЁРЫ
Полезные ссылки
Горячая линия
Национальные проекты в Кузбассе
«Успех каждого ребенка»
Театр
Поиск информации о госучреждениях
ГЛАВНАЯ arrow МУЗЕИ arrow СОПРИЧАСТНЫЙ ВСЕМУ ЖИВОМУ arrow О деятельности музея
О деятельности музея

Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, выражающих жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающих высокие нравственные чувства у человека читающего. 

Одно из условий, необходимых для понимания произведений – знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания произведений.

Эти цели реализуются не только на уроках словесности, но и во внеклассной работе, одной из составляющих которой является деятельность литературно-художественных музеев, и эта деятельность, в свою очередь, широко применяется на уроках русского языка и литературы.

Таким образом, школьный музей является одной из форм дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Организация работы музея направлена на развитие творчества, активности, самостоятельности обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников и экспонатов по сохранению и пропаганде культурного наследия.

Создавая музей В. П. Астафьева «Сопричастный всему живому», мы также ставили конкретные цели:

- увековечивание памяти о великом русском писателе в сердцах детей;

- исследование его жизни и творчества;

- сохранение культурного наследия писателя-классика.

Наши задачи:

- изучать и пропагандировать творчество В. П. Астафьева;

- воспитывать интерес к литературе, к слову писателя;

- стремиться пробудить любовь к родному краю – земле сибирской.

Свою деятельность мы начали с изучения азов музейного дела, разработки концепции и определения основных направлений в работе.

Путь к созданию музея – долгий, но увлекательный, творческий.

Но в начале была мечта. И личная заинтересованность. Личное совпало с про-фессией. Захотелось, чтобы о писателе узнали многие и полюбили его.

Вопросы Виктора Петровича, заданные самому себе о очерке «Сопричастный» волнуют всегда: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я этого счастья? Все ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?»

Вопросы самому себе человека с такой горькой, трагической судьбой.

Этапы нашего пути – сбор материалов, воспоминаний современников, чтение произведений писателя, исследования его жизни и творчества, изучение биографии.

Сегодня в музейном фонде – копии писем, телеграмм, документов, публикаций из газет и журналов, карты-схемы, фотографии, картины, репродукции картин любимых художников писателя, аудиозаписи любимых музыкальных произведе-ний, иллюстрации к произведениям, видеофильмы, аудиокниги, экспонаты, поделки, изготовленные ребятами по рассказам писателя, рисунки.

Драгоценные экспонаты музея – разные издания произведений писателя и даже редкие книги из собственной библиотеки В. П. Астафьева и библиотеки – музея в с. Овсянка с экслибрисами и автографами.

Не только художественные произведения, но и многочисленные интервью, статьи, рецензии, воспоминания открывают нам мир талантливого, крупного, очень нужного для России человека.

Огромную помощь в создании музея оказала администрация школы в лице директора Штальбаума Юрия Владимировича и заместителя директора по УВР Васильевой Г. Ф.

В развитии музея принимает участие весь педагогический коллектив школы.

Работает музей в рамках школьного научного общества «Истоки», входящего в экспериментальную площадку «Использование регионального компонента на уроках и во внеурочное время» (руководитель Шакирзянова Р. А.)

В ноябре оба музея «Моя малая родина» и наш получили статус «Школьный музей» и соответствующие документы.

Презентация музея состоялась 25 апреля 2008 года. На нее были приглашены гости (совет ветеранов педагогического труда, представители общественных орга-низаций, управления образования, учителя, родители, дети).

Совет музея разрабатывает программу развития музея, осуществляет учет и хранение экспонатов и документации.

В основе деятельности музея лежит литературоведческая и исследовательская работа учеников и учителей, в рамках которой провели конференцию «Мир при-роды и человека в произведениях В. П.Астафьева», приняли участие в межрегио-нальном конкурсе исследовательских работ на материале произведений писателя «Юные астафьевцы».

Во Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги» получили диплом III степени.

Проводим мини – исследования (лингвистический и литературоведческий ана-лизы «записей» В. П. Астафьева).

 В настоящее время ученики шестых классов Крупнова Даша, Масечко Саша, Буцхрикидзе Яна, восьмиклассница Макрушина Юлия занимаются исследования-ми творчества В.П. Астафьева и готовят работы на конкурсы «Первые шаги» и «Юные астафьевцы» (учитель Балакина Н. М.).

Наши самостоятельные изыскания в разработке темы «Музыка астафьевской прозы» получили высокую оценку астафьеведов на фестивале музеев в г. Дивно-горске.

Виктор Петрович страстно любил музыку. Он писал: «У хорошей музыки … можно научиться мастерству построения фразы, сюжета, организации словесно-звукового материала». Страницы его прозы пронизаны особой музыкальностью слога, особым завораживающим ритмом.

Композитор Олег Мерлекулов, создавший симфонию для оркестра русских народных инструментов «По прочтении В. Астафьева» писал: «Проза В. Астафьева наполнена музыкой. Вот почему, наверное, прочитав первую же его книгу, я знал, что рано или поздно попытаюсь с помощью нотных знаков перенести на бумагу то, что им же, Астафьевым, спето, но только мной услышано».  

 

Исследовательская работа по творчеству В.П. Астафьева на этапе становления.

Мы изучаем труды ученых-астафьевцев, литературных критиков Шленской Галины Максимовны, Саковой Надежды Яновны, Макарова Александра Николае-вича, который назвал Виктора Петровича «летописцем своего поколения», «родителем и печальником родной природы». 

Их удивительной дружбе посвящены книги «Зрячий посох» (с экслибрисом библиотеки Виктора Петровича Астафьева) и «Твердь и посох».

А эпистолярный роман «Крест бесконечный» охватывает 28 лет дружбы В. П. Астафьева с литературным крестиком Курбатовым Валентином Яковлевичем, на-писавшим декабрьскую ночь после похорон Виктора Петровича: «… Первые часы… Скоро рассветает, утром надо будет учиться жить без него».

 В издательстве «Сапронов» в 2009 году вышел юбилейный сборник, посвященный творчеству великого прозаика, называется он «Дар слова» Виктор Петрович Астафьев». Сборник содержит библиографический материал о сочинениях и литературной деятельности писателя, а также представляет современные направления филологического изучения его творчества.

Сборник мы получили в дар от составителя Н. Я. Саповой, этот момент запечатлен на одной из фотографий экспозиции «Межрегиональный фестиваль «Астафьевская весна – 2009».

Литературоведческая деятельность включает в себя проведение экскурсий, уроков, конкурсов, внеклассных мероприятий, работу с экспонатами, оформление экспозиций, экскурсии по астафьевским местам.

Члены совета музея организуют и проводят экскурсии не только для учеников нашей школы, но и для родителей, ветеранов.

У нас побывали ребята и учителя из школы № 3, Шабановской средней школы.

В текущем учебном году мы подготовили новую группу экскурсоводов, обновили содержание экскурсии, проиллюстрировали художественными словом писателя.

 Оформили две новые экспозиции. Одна посвящена майскому фестивалю музеев. Другая – военному прошлому Виктора Петровича, принадлежавшему к славному к славному поколению писателей-фронтовиков. И это во многом определило его литературную судьбу, как и судьбу его товарищей по перу, родившихся в 1924 году, - судьбу Ю. Бондарева, В. Быкова, Ю. Друниной, Б. Окуджавы.

В журналах «Литература в школе», «Русский язык в школе», газете «Первое сентября» опубликовано немало методических разработок уроков словесности по произведениям Астафьева, и они у нас практически все есть. Испытывая недостаток сценариев внеклассных мероприятий, мы в прошлом учебном году начали работу в этом направлении, очень увлеклись и к апрелю планируем выпуск собственного сборника «В. П. Астафьев в школе. Сценарии внеклассных мероприятий».

Наши сценарии интеллект-игры «Умники и умницы» по произведениям писателя и литературно-музыкальной гостиной «Музыка астафьевской прозы» опубликованы в сборнике «Астафьевский музей», с. Овсянка, 2009 г. Информация о нашем музее также есть в брошюре «Содружество астафьевских музеев».

Стараясь донести слово писателя до детских сердец, пробудить интерес к творчеству, желание читать произведение Астафьева, мы стремимся разнообразить формы внеклассной работы: проводим конкурсы поделок, рисунков «Читаем Астафьева», «В стране литературных героев В. П. Астафьева».

Не только учителя, но и ребята были задействованы в разработке сценария заочного путешествия «Теплоход уходит на север». Детьми собрана целая папка материалов о любимой реке писателя, найдены стихи русских поэтов о Енисее, воспоминания А. П. Чехова.

Мы много работаем над тем, чтобы для учеников музей был не только предметом созерцания, но и приобрел статус творческой лаборатории, достойным выражением памяти писателя.

Новые перспективы в работе нам открылись благодаря участию в фестивалях музеев «Астафьевская весна – 2008» и «Астафьевская весна – 2009», которые стали эффективной формой сотрудничества, распространения опыта работы внедрения инноваций и творческого развития школ, училищ, библиотек, музеев в деле приобщения детей и юношества к духовному наследию писателя.

Сегодня мы осуществляем тесное сотрудничество, сетевое взаимодействие с центром изучения и распространения творчества В. П. Астафьева, организатором и учредителем фестивалей «Астафьевская весна» - библиотекой-музеем В. П. Астафьева в с. Овсянка, с астафьевскими школьными музеями г. Красноярка, Норильска, Железногорска, изучаем уникальный опыт работы этих и других музеев.

Деятельность некоторых из них достойна того, чтобы сказать об этом хотя бы несколько слов.

Музей В. П. Астафьева в пос. Подтесово. куда можно добраться только на теплоходе, ежегодно проводит конференции по итогам региональных конкурсов «Золотая осень Астафьева». В этих конференциях приняло участие более пятисот человек их образовательных учреждений десятков гордов и небольших поселков. Подтесовцами выпущен сборник «затей» учеников «Каким я вижу этот мир».

Иршинский музей В.П. Астафьева получил от Марии Семеновны, вдовы писателя, часть архива Виктора Петровича (подлинные фотографии, рукописи).

Норильчание увезли с последнего фестиваля все призовые места конкурса исследовательских работ «Юные астафьеведы».

Игарка ежегодно в июне проводит мероприятие «Васюткина тропа». Музейщики в июне идут к реальному «Васюткиному» озеру, где проводят различные мероприятия и конкурсы.

Гимназия № 96 г. Железногорска пригласила нас участвовать в творческой лаборатории «Содружество астафьевских музеев», которая состоится 29 января.

Город Чусовой Пермского края является родоначальником малых (детских) астафьевских чтений, охватывающих сотни участников. Мы тоже присоединились к этому творческому движению и провели чтения в нашем музее, назвав их «Астафьевская золотая осень». Ведь именно юные нуждаются сегодня в слове писателя, таком страстном, возвышенном, добром, участливом. Победители – пермяки Малых астафьеских чтений традиционно открывают фестивале в г. Дивногорске.

Немалая часть экспонатов нашего музея преподнесена в дар библиотекой – музеем в Овсянке, другими астафьевскими музеями. обмен подарками – добрая традиция фестивалей.

  Мы не встречались с Марией Семеновной, на фестивали она не приезжает. Но передали ей буклет нашего музея через руководителей других музеев, поехавших ее навестить. Мы осуществляем взаимодействие с городским краеведческим музеем, в сентябре побывали на встрече с летчиком – штурманом Буймовым Иваном Филипповичем и его супругой , труженицей тыла Пелагеей Ивановной. Этот момент запечатлен в буклете, подаренном нам на 75 – летнем юбилее музея.

Директор музея Чухно Тамара Васильевна присутствовала на презентации нашего музея в апреле 2008г., выступила с очень теплыми словами поддержки, поблагодарила за любовь к Виктору Петровичу и преподнесла подарки.

Очень тесно сотрудничаем с пресс – центром нашей школы (руководитель Канавина Е. М.) Деятельность нашего музея освещается в «Городской газете».

Наши коллеги Светлана Викторовна Мальчук и Елена Викторовна Ащеулова приняли участие в интернет – педсовете и разместили информацию о школе на предложенном сайте. На следующий день пришел отзыв от преподавателя КГПУ Ковалева Валерия Анатольевича с предложением стать базовой школой. Нуждаясь в научном руководстве, мы ответили Валерию Анатольевичу, который занимается астафьеведением.

В апреле нам исполняется 2 года. Мы учимся, обращаемся за помощью и советом к Наталье Юрьевне Козновой, Ирине Маратовне Брызгаловой.

Когда-то нашу мечту о создании музея поддержала Светлана Владимировна Хлудова, вселила надежду, что все получится.

Надежда Тихоновна Рылова активно участвовала на фестивале.

Мы всем очень благодарны.

И, конечно, хочтим поблагодарить за постоянную поддержку, оказание всяческой помощи Юрия Владимировича, Галину Филимоновну, Розу Анатольевну, всех учителей нашего коллектива.

Музей В. П. Астафьева – незатухающий очаг. Здесь горит и не гаснет огонь любви к писателю, его удивительному слову, которое звучит в литературных чтениях, игре «Умники и умницы», инсценированных избранных страниц произведений классика, экскурсиях, заочных путешествиях, литературно- музыкальных ком-позициях, на уроках литературы и русского языка.

Именно в детстве закладывается тот духовно-нравственный фундамент, на котором в дальнейшем человек будет строить свою жизнь, свои отношения с ок-ружающими.

Произведения Астафьева особенно в детстве способны всколыхнуть в человеке светлые чувства, стремление вырасти неспособным навредить, причинить боль.

О Викторе Петровиче Астафьеве мы стараемся говорить как о писателе, как о человеке, у которого нужно учиться жить, преодолевать трудности, быть терпели-вым и мужественным, творить свою дорогу и не искать легких путей.

«Мы понимаем, что имя Виктора Астафьева навсегда прописано в пантеоне великой русской литературы. Несмотря на то, что прошло еще мало времени, уда-ляющего нас от дня его кончины, что, наверное, должно отойти поколение, когда в дело вступит история.

Но с поколением уйдем и мы, знавшие и любившие его, и пытливый литературный исследователь никогда не заменит нас, сегодня желающих душой согреть дорогое дело, просто и честно выполнить свой долг перед навсегда ушедшим дру-гом».

Горячо сопереживая этим словам иркутского книгоиздателя Геннадия Сапронова, хочется сказать, что наши души согреты творчеством великого классика и, отдавая дань уважения его памяти, мы делаем дорогое для нас дело сохраняя память не просто о большом писателе, но и человеке, пронесшем «крест бесконечных поисков причин бед и горестей, происходящих с нами, поисков ответов на вопросы, мучающие нас».