Отправить письмо администратору Карта сайта Вход для пользователей
ГЛАВНАЯ
300 лет Кузбассу
НОВОСТИ
Питание
ДЕТСКИЙ ОТДЫХ
Дистанционное обучение
СВЕДЕНИЯ об ОО
Порядок поступления в школу
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Методическая копилка
Личные сайты учителей
Защита персональных данных
Это интересно
История самых простых вещей
Красный...Жёлтый...Зелёный...
МУЗЕИ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Бережливые технологии
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Электронный журнал
ФГОС 2021
ГИА
ОЛИМПИАДЫ 2022
Закон «Об образовании в РФ»
ВОЛОНТЁРЫ
Полезные ссылки
Горячая линия
Национальные проекты в Кузбассе
«Успех каждого ребенка»
Театр
Поиск информации о госучреждениях
ГЛАВНАЯ arrow Это интересно arrow История самых простых вещей
История самых простых вещей
 

Все канцелярские принадлежности, которые нас ежедневно окружают, оказывается, тоже имеют свою историю. Мысль о том, что привычных глазу ножниц, ластиков и карандашей когда-то не было, не укладывается в голове, однако это так. 

«Стерка», резинка, ластик

Ластики часто (особенно в Англии) называют «резинками», хотя только часть ластиков содержит на самом деле каучук. Вероятнее всего причина этого второго названия кроется в том, что первые ластики действительно производились только из резины.
Упоминания о веществе, стирающем линии, оставленные чернографитовым карандашом, датируются аж 1770 годом и звучат следующим образом: «очень удобный способ удаления написанного чернографитовым карандашом с помощью эластичной резины» или «индийской резины». А сделал это гениальное изобретение англичанин Д. Пристли, который известен как первооткрыватель аммиака, хлористого водорода, кислорода и других газов. В 1770 году Пристли предложил своим коллегам использовать кусочки натурального каучука, чтобы стирать с бумаги карандашные и чернильные записи. К великому удивлению ученого, этот способ сразу же получил широкое распространение. Так что изобретение ластика по значимости по праву можно поставить в один ряд с великими открытиями англичанина.

Два конца, два кольца...
Самые первые ножницы появились у человека совсем не потому, что ему надо было как-то приводить себя в порядок, а потому, что ему надо было стричь овец. Случилось это три с половиной тысячи лет назад. Ножницы тогда представляли собой два лезвия, соединенных наподобие пинцета.
Изобретение это, хоть и функционировало,  не было особенно удачным (лезвия «овечьих» ножниц, появившихся впервые в Древнем Риме, не поворачивались относительно центра, а просто сжимались рукой, как большая захватка для кусочка торта),  и потому наши прадеды пользовались им только перед «утеплительным шерстяным сезоном»,  а ногти на руках для удобства, скорее всего, просто грызли.  И так бы это безобразие и продолжалось, если бы в Древних Сиракузах не родился математик и механик Архимед. Великий грек сказал: «Дайте мне точку опоры,  и я переверну весь мир!» - и изобрел рычаг. И только после этого, примерно 1000 лет назад, какому-то ремесленнику пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами. Как показало время, такие ножницы оказались более удобными.
А далее, как всегда, изобретение начало жить своей собственной жизнью: временами усовершенствоваться (превращаясь в рабочие инструменты парикмахеров и лекарей), а временами становясь предметом роскоши из золота и серебра. Делали ножницы из стали и железа (стальные лезвия наваривали на железную основу), серебра, покрывали позолотой, богато украшали. Фантазия мастеров-изготовителей не имела предела: то выходила диковинная птица, клюв которой резал ткань, то колечки для пальцев обвивали виноградные лозы с кистями винограда, то вдруг получались не ножницы, а сказочный дракон, весь в таких замысловатых украшениях, что они мешали пользоваться этим функциональным устройством.

Непростая история простого карандаша

История карандаша начинается с XIV века. Художники рисовали тогда в основном палочками, изготовленными из смеси свинца с цинком, иногда их называли «серебряными карандашами». Этими инструментами пользовались такие мастера графики, как Дюрер, Ван Эйк и Ботичелли.
Графитные карандаши появились в XVI веке. Английские пастухи из местности Камберленд открыли в земле темную массу, которую использовали для того, чтобы метить овец. Первоначально из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала, используемого для отливки пуль. Но, определив непригодность нового материала для этих целей, начали изготавливать из него тонкие заостренные на конце палочки и использовали их для рисования. Они были мягкими, пачкали руки и подходили для рисования, но не для письма. В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Покупатели, в основном художники, зажимали эти графитовые палочки между кусочками дерева или веточками, обворачивали их в бумагу или обвязывали бечевкой.
Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы догадались смешивать графитный порошок с серой и клеем, получая таким образом стержень не самого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Понятно, что так называемый «нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.
Современный карандаш изобрел талантливый французский ученый и изобретатель Николя Жак Контэ (Conte) в 1794 году. В конце XVIII века английский парламент ввел строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Нарушение этого постановления каралось очень строго, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это, графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путем, что привело к резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность. Еще более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твердости. Это и послужило основой современной классификации карандашей по твердости (Т, М, ТМ или в английском варианте: Н - твердый, В - мягкий, НВ - средней твердости). Цифры перед буквами обозначают дальнейшую степень мягкости или твердости. Последнее зависит от процентного содержания графита в смеси и влияет на цвет стержня (грифеля) - чем больше графита, тем темнее и мягче грифель карандаша.