Отправить письмо администратору Карта сайта Вход для пользователей
ГЛАВНАЯ
300 лет Кузбассу
НОВОСТИ
Питание
ДЕТСКИЙ ОТДЫХ
Дистанционное обучение
СВЕДЕНИЯ об ОО
Порядок поступления в школу
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Методическая копилка
Региональный компонент на уроках русского языка
Личные сайты учителей
Защита персональных данных
Это интересно
Красный...Жёлтый...Зелёный...
МУЗЕИ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Бережливые технологии
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Электронный журнал
ФГОС 2021
ГИА
ОЛИМПИАДЫ 2022
Закон «Об образовании в РФ»
ВОЛОНТЁРЫ
Полезные ссылки
Горячая линия
Национальные проекты в Кузбассе
«Успех каждого ребенка»
Театр
Поиск информации о госучреждениях
ГЛАВНАЯ arrow Методическая копилка arrow Региональный компонент на уроках русского языка
Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. 

Учитель Канавина Е. М.

В связи со стремление в 21 веке гуманизации и гуманитаризации образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонне развитой личности. Один из путей ее решения - введение в систему образования, в том числе в уроки словесности, регионального компонента.

 

Но методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.

Однако наш регион имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка и литературы. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Под региональным компонентом школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». [Благова,1993].

Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования». [Благова,1993].

Региональный компонент содержания образования по словесности направлен на освоение учащимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего культурного наследия народов, населяющих Кемеровскую область, отраженного в фольклоре и литературе Кузбасса. Кроме того, при изучении русского языка рассматривать язык как культурно-историческую среду.

Это приводит к необходимости пересмотреть содержание школьных уроков, использовать новые виды деятельности учителя и учащихся.

Главной методической задачей уроков словесности с использованием регионального компонента является подключение к занятиям житейского и речевого опыта учащихся.

В базисном учебном плане на реализацию регионального компонента в образовательной области «Филология» выделено 10-15% времени. Региональный компонент используется не как отдельный блок, а как «вкрапления» в учебный материал без выделения отдельных часов и в качестве языкового материала при изучении школьного курса предметов.

Например, в 5 классе предлагается тема: «Особенности звучащей речи местных жителей нашей местности, ее отличия от общерусской литературной нормы». Данная тема сначала обсуждается при изучении фонетики и графики. При этом учащиеся анализируют свою речь, сравнивают ее с литературной нормой, находят отличия. Далее эта тема конкретизируется при изучении существительных в 5 классе. Рассматриваются особенности склонения существительных, затем в 6 классе – особенности склонения прилагательных, спряжения глаголов, особенности образования форм местоимений в сибирском говоре.

При изучении существительных собственных и нарицательных на уроках рассматриваются особенности кузбасской топонимии, т.е. происхождение названий городов, деревень, рек, озер, улиц нашей области.

При изучении антонимов в разделе «Лексика», детям предлагается написать сочинение-миниатюру на тему «Мой город сегодня и завтра».

При изучении числительных дома дети подбирают материал и составляют предложения с какими-либо числами, характеризующими город, область. Например, «В тысяча восемьсот восемьдесят третьем году в Ленинске-Кузнецком была открыта первая шахта «Успех».

Богатый языковой материал можно использовать при изучении темы «Словообразование». Это и сложные слова (каменноугольный, Кузбасс, краеведческий и др.), и образование слов, означающих название людей по профессии, по месту жительства и т.д.

Очень много я использую пословиц, поговорок, примет из «Народного календаря» для различных видов работ, в том числе для синтаксического и пунктуационного разбора предложений.

Отдельно нужно сказать о темах сочинений, их можно предложить великое множество. Например, «Любимый уголок природы», «Мой город», «Моя улица», «Мой край – Кузбасс», «За что я люблю свой край (город)», «Береги родную природу».

Кроме того, «Моя фамилия», «Почему меня так назвали», «Топонимический словарь моей семьи», «Когда мой дедушка был молодым» и т.д.

Такие темы стимулируют общение ребенка в семье, учат его ценить то, что составляет историю его жизни, историю его семьи, школы, улицы, города.

При изучении регионального компонента в курсе литературы мы затрагиваем множество разнообразных тем. Это и языческая культура народа, и история православия, и мифология, и национальная одежда, и народный календарь и т.п.

Например, при изучении славянской мифологии мы вспоминаем, какие мифологические и христианские персонажи есть в фольклоре Кузбасса.

При изучении УНТ в разных классах обязательно знакомимся с фольклором нашего народа в разных жанрах (сказки, песни, сказания, частушки, поговорки). Здесь хорошо проявляется связь с семьей, т.к. бабушки и дедушки могут рассказать какую-то не всем известную сказку, вспомнить старинную песню, частушку и т.д.

При изучении «рождественских» произведений: «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя, «Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевского вспоминаем традиции празднования Рождества и Нового года у нас в области и в каждой семье.

В каждом классе обязательно читаются стихи и проза кузбасских авторов. В связи с юбилеем области на каждом уроке проводились «Поэтические минутки», чтобы шире знакомиться с творчеством наших поэтов и прозаиков. Ребята изготавливали книжки-малышки на тему «Тихая моя родина» со стихотворениями поэтов Кемеровской области.

В последнее время заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Большая часть методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобное.

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.

Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.