Отправить письмо администратору Карта сайта Вход для пользователей
ГЛАВНАЯ
300 лет Кузбассу
НОВОСТИ
Питание
ДЕТСКИЙ ОТДЫХ
Дистанционное обучение
СВЕДЕНИЯ об ОО
Порядок поступления в школу
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Методическая копилка
Урок литературы в 8 классе.
Личные сайты учителей
Защита персональных данных
Это интересно
Красный...Жёлтый...Зелёный...
МУЗЕИ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Бережливые технологии
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Электронный журнал
ФГОС 2021
ГИА
ОЛИМПИАДЫ 2022
Закон «Об образовании в РФ»
ВОЛОНТЁРЫ
Полезные ссылки
Горячая линия
Национальные проекты в Кузбассе
«Успех каждого ребенка»
Театр
Поиск информации о госучреждениях
ГЛАВНАЯ arrow Методическая копилка arrow Урок литературы в 8 классе.
Урок литературы в 8 классе.

Урок литературы в 8 классе.

 Учитель Балакина Н. М.

Тема

 Роль Н. А. Некрасова в истории русской литературы.

Цель урока: 

 Определить роль Н. А. Некрасова в истории русской литературы.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: литературная гостиная.

Используемое оборудование: 

Компьютер и мультимедийный проектор, выставка книг, свечи, портрет писателя, музыкальное сопровождение.

Используемые ЦОР: 

Авторская презентация к уроку.

 

Краткое описание: 

 Учащиеся знакомятся с важнейшими фактами жизни и творчества поэта и гражданина Н.А.Некрасова.

План урока.

I.             Детство и годы учебы (отношения с родителями).

II.       Творчество 1840 – 50-х годов. Первая книга Н. А. Некрасова.

III.   Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. Годы тесного сотрудничества.

IV.   Издательская деятельность Некрасова. Работа в журналах «Современник» и «Отечественные записки».

V.       Творчество 1860-70-х годов.

VI.   Личная жизнь Н. А. Некрасова.

VII.   Итог урока.

Ход урока.

I.       Вступительное слово учителя.

«То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть...»

      Эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь – ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и желать ей счастья – значит ненавидеть все, что ее позорит.

На столе стоит портрет Н. А. Некрасова, под ним свеча, которую зажигает ученица.

   Сегодня мы вспоминаем жизнь и творчество настоящего поэта и гражданина Н. А. Некрасова. Свеча, которую мы сегодня зажигаем, символизирует неугасимую духовную энергию Великого сына русской земли. 

   Это струящееся пламя станет символом памяти «гениальнейшего и благороднейшего из всех русских поэтов...» (Н. Г. Чернышевский) 

     О поэзии Н. А. Некрасова высказывались  известные литературоведы эпохи:

1) Да знаете ли Вы, что Вы поэт и поэт истинный? (В. Г. Белинский)

2)      Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она – как песня русская! (В. Бохов)

3)      Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы все же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговеньем склонились ниже, чем перед памятью Некрасова. (А. В. Луначарский)

- Что же повлияло на формирование характера, становление Н. А. Некрасова как личности?

Познакомимся с некоторыми страницами жизни и творчества писателя.

( Ученики к уроку подготовили сообщения по определенным темам)

II. Выступления учеников.

     1)      Детство и годы учебы Н. А. Некрасова.

                   -        Большое значение имеет, где вырос человек? Кто был рядом с ним?

                  Какие люди его окружали. (Сообщения учеников)

   -        Итак, Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души.

   Послушайте отрывок из стихотворения «Родина». (Читает учитель)


И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов,

Где было суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но, ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я;

Где от души моей, довременно растленной,

Так рано отлетел покой благословленный,

И неребяческих желаний и тревог

Огонь томительный до срока сердце жег...

Воспоминания дней юности — известных

Под громким именем роскошных и чудесных, -

Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,

Во всей своей красе проходят предо мной...


1846 г.

-        Это стихотворение звучит как исповедь, написанная не чернилами, а кровью (вспоминает один из друзей Некрасова).

-        Большое место в жизни Некрасова, как и в жизни любого человека, занимала мать. Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнес их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его поэтическое творчество. Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в поэме «Мать» (1877г.) такие строки (зачитать)


В насмешливом и дерзком нашем веке

Великое, святое слово: «Мать»

Не пробуждает чувства в человеке.

Но я привык обычай презирать.

Я не боюсь насмешливости модной.

Такую музу мне дала судьба:

Она поет по прихоти свободной

Или молчит, как гордая раба,

Я много лет среди трудов и лени

С постыдным малодушьем убегал

Пленительной, многострадальной тени,

Для памяти священной час настал!..



В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного разночинца. «О погоде». Стихотворение 1859г. (Читает ученик)


Ветер что-то удушлив не в меру,
В нем зловещая нота звучит,
Всё холеру - холеру - холеру -
Тиф и всякую немочь сулит!
Все больны, торжествует аптека
И варит свои зелья гуртом;
В целом городе нет человека,
В ком бы желчь не кипела ключом;
Муж, супругою страстно любимый,
В этот день не понравится ей,
И преступник, сегодня судимый,
Вдвое больше получит плетей.
Всюду встретишь жестокую сцену,-
Полицейский, не в меру сердит,
Тесаком, как в гранитную стену,
В спину бедного Ваньки стучит.
Чу! визгливые стоны собаки!
Вот сильней,- видно, треснули вновь...
Стали греться - догрелись до драки
Два калашника... хохот - и кровь!


2)      Творчество Некрасова в 1840-50-е годы.

-        Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе. Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла юношу не только его одаренность, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость – качества, которые и потом сказались в его работе.

(Сообщения учеников)

3)      Некрасов и Белинский.

-        Огромная заслуга в формировании Некрасова-поэта принадлежит Белинскому.   (Сообщения учеников)

      -        Что поражает Белинского в стихах Некрасова? (Суровая правда, без всяких прикрас, мастерство в передаче народного взгляда на жизнь)

4)      Издательская деятельность Некрасова. (Сообщения учеников)

-        Некрасов возглавлял журнал «Современник» с 1847 – 1866г., т. е. журнал продержался почти 20 лет. Как вы думаете, благодаря каким качествам Некрасова так долго продержался журнал? Ведь он был под постоянной угрозой закрытия. (Благодаря мужеству и редакторской мудрости)

5)            Творчество 1860-7-х годов.

     -        Особенно трудными для Некрасова были конец 60-х – 70г. (Сообщения учеников)

        6)            Личная жизнь писателя.

     -        Мы привыкли к тому, что Некрасов-поэт – гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости. Но любой писатель, поэт – это прежде всего человек! (Сообщения учеников о личной жизни Некрасова)

     -        Мало кто знает, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви. (Прочитать)

Стихотворение "Прости"

Прости! Не помни дней падений.
Тоски, унынья, озлоблений.
Не помни бурь, не помни слёз,
Не помни ревности угроз!
Но дни, когда светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь
Благослови и не забудь.

     -        (Стихотворение, посвященное жене «Зине» прочитает подготовленный ученик)


Двести уж дней,
Двести ночей
Муки мои продолжаются;
Ночью и днем
В сердце твоем
Стоны мои отзываются,
Двести уж дней,
Двести ночей!
Темные зимние дни,
Ясные зимние ночи...
Зина! закрой утомленные очи!
Зина! усни!


III.    Итог урока.

     1)            Определим роль Некрасова в истории русской литературы. Значительное место занимает Некрасов в русской литературе.

    2)            Какой же вопрос мучил Некрасова на протяжении всего творчества?

Главный вопрос, который мучил Некрасова на протяжении всего творчества, - вопрос-сомнение: насколько его поэзия способна изменить окружающую жизнь и получить отклик в крестьянской среде, по мнению современников Некрасова.

IV. Мини-сочинение.

-        Что нового я узнала о Некрасове.

-        Что за человек Н. А. Некрасов?

V.         Д/з: стихотворения Некрасова, выразительное чтение (по выбору учеников).