Отправить письмо администратору Карта сайта Вход для пользователей
ГЛАВНАЯ
300 лет Кузбассу
НОВОСТИ
Питание
ДЕТСКИЙ ОТДЫХ
Дистанционное обучение
СВЕДЕНИЯ об ОО
Порядок поступления в школу
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Методическая копилка
Права человека в обществе
Личные сайты учителей
Защита персональных данных
Это интересно
Красный...Жёлтый...Зелёный...
МУЗЕИ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Бережливые технологии
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Электронный журнал
ФГОС 2021
ГИА
ОЛИМПИАДЫ 2022
Закон «Об образовании в РФ»
ВОЛОНТЁРЫ
Полезные ссылки
Горячая линия
Национальные проекты в Кузбассе
«Успех каждого ребенка»
Театр
Поиск информации о госучреждениях
ГЛАВНАЯ arrow Методическая копилка arrow Права человека в обществе
Урок окружающего мира

Окружающий мир

Образовательная система «Школа 2100»

4 класс

Учитель Усевич Наталья Леонидовна 

Тема: Права человека в обществе

Цель: довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания учеников о личных правах человека, о правах ребёнка.
Развивающие:
- совершенствовать умения учащихся работать в группах, слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения;
- развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом;
- развивать речь, внимание, мышление учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру;
- воспитывать нравственные качества учащихся на примере художественной литературы, жизненных ситуациях;
- корректировать нормы поведения детей в обществе.
Технология коллективного взаимообучения.
Методы:
Словесные
Наглядные
Частично-поисковый
Проблемные
Практические
Формы организации деятельности на уроке:
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Оборудование: Конституция РФ; Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, толковые словари школьника, раздаточный материал с заданиями, карточки с надписью прав; иллюстрации к сказкам, с изображением сказочных персонажей или книги с картинками; карточки с названием понятий, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока
I. Организационный момент.
 - Работаем в группах
- Вы и ученики , и учителя. Будете учиться сами и учить других .
II. Актуализация знаний.

- Поговорим о нашей стране, нашей Родине, о её символах.

- Какие символы России вы уже хорошо знаете? (Герб, гимн, флаг).

- О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили.

Существует ещё один  символ России – это важный документ, на основе которого строится наше современное общество.

Чтение отрывка в учебнике по ролям (стр.40)

– Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве)

III. Постановка проблемы: Какие права есть у каждого человека?

Давайте сформулируем тему урока. (Права человека в современном обществе)

– Какие цели поставим перед собой?  (Постараемся узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять.)

- Выясним значение слова Право

Работа со словарем (учебник)

Право

Личное право человека

- Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)

- Но о людях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. Организация 10 декабря 1948 года приняла важный документ «Всеобщая Декларация прав человека», которая послужила протестом против ужасов Второй Мировой войны.

Работа со словарем (толковый словарь)

Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство.- задача – содействовать уважению прав и свобод человека без какого-либоразличия. (статья 2, стр. 3)

- Основные права:

Право на жизнь
Право на свободу и неприкосновенность
Право на труд и отдых
Право на достойную жизнь
Право на защиту чести и достоинства
- Декларация – это международный документ, положения которого отражаются, закрепляются в конституции, законах, указах конкретной страны. 

- Поговорим еще об одном символе нашего государства – это Конституция РФ

Работа со словарем (толковый словарь)Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Работа в группах сменного состава
- Сейчас вам предстоит:

1) самостоятельно изучить материал по данным вопросам: прочитать информацию ( на цветных листах, в учебнике), понять, составить вопросы по содержанию и приготовиться рассказать этот материал другим;

2) произвести взаимообмен знаниями, проверить уровень усвоения знаний.

Отразить содержание статей по основным правам. На столах Конституция РФ и учебники, работа проводится параллельно, по алгоритму.

- Выступления детей по новому материалу.

- Первичное  закрепление материала (раб.тетрадь, стр23, №2(п))

- Какое право в сказке «Лиса и Заяц» нарушила Лиса, когда выгнала Зайца из своей лубяной избушки?(подсказка стр. 7, статья 25)

Право на неприкосновенность жилища

IV. Физминутка

Мы  немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

А потом наоборот.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете -

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали

И большими разом стали.

Постановка новой проблемы и поиск ее решения

- А все эти права есть у ребенка? (свободные ответы детей)

- Конечно, но некоторыми правами человек пользуется только когда вырастет. Например, право участвовать в выборах. Определить истину ваших высказываний поможет другой важный международный документ – «Конвенция о правах ребенка».

Работа с толковым словарем Конвенция - международный договор по какому-нибудь определенному вопросу
- Этот документ принят в 1959 году ООН, Россия приняла в 1990 году.

- Работа детей в документе (по навигатору), чтение статей.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 7. Ребенок имеет право: на имя, на гражданство, право знать своих родителей.
Статья 7. Ребенок имеет право: на любовь и заботу. Любить своих детей и заботиться о соблюдении прав ребенка, прежде всего, обязаны родители.
Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
Статья 16. Каждый ребенок имеет право: на личную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну корреспонденции.
Статья 27. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Статьи 26-27. Ребенок имеет право на бесплатное, обязательное начальное образование
Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
 - Чем отличаются права ребенка от обычных прав человека?

Ответ  – (учебник, стр. 42 со слов «…Кроме обычных прав человека…»)

VI. Закрепление знаний (раб.тет., стр.24, № 3 (н, п)

- Постановка новой проблемы- Что ещё кроме прав вы имеете?

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях

- Как вы понимаете, что такое обязанности? .....

- Обратимся к словарю: Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Работа в группах. - Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах. (работа в тетрадях, стр. 24, №4(н))

- Обязанности:

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила поведения дома и в общественных местах

- бережно относиться к природе

- уважать права другого человека на жизнь, личную неприкосновенность

- соблюдать правила поведения в школе

Вывод (чтение в учебнике, стр. 43 со слов «…Как видишь, в современном обществе…»)

VII. Итог урока.
- Какие права имеет человек в современном обществе?
- Кто защищает наши права?
- Как называются документы, где записаны права ребёнка?

Хотели бы вы попасть в общество, где у людей разные права: кому-то можно все, а кому-то – почти ничего? Почему?

Вывод в рамке (В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.) 

Домашнее заданиеУчебник стр. 40-43, раб.тетр., стр.22 №1(н,п), стр. 26 №5 (н, п)