Отправить письмо администратору Карта сайта Вход для пользователей
ГЛАВНАЯ
300 лет Кузбассу
НОВОСТИ
Питание
ДЕТСКИЙ ОТДЫХ
Дистанционное обучение
СВЕДЕНИЯ об ОО
Порядок поступления в школу
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Методическая копилка
Шевели извилинами
Личные сайты учителей
Защита персональных данных
Это интересно
Красный...Жёлтый...Зелёный...
МУЗЕИ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Бережливые технологии
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Электронный журнал
ФГОС 2021
ГИА
ОЛИМПИАДЫ 2022
Закон «Об образовании в РФ»
ВОЛОНТЁРЫ
Полезные ссылки
Горячая линия
Национальные проекты в Кузбассе
«Успех каждого ребенка»
Театр
Поиск информации о госучреждениях
ГЛАВНАЯ arrow Методическая копилка arrow Шевели извилинами
Шевели извилинами

 

 

Шевели извилинами

 

интеллектуальная игра

для учащихся

6-8 классов

 

 

 

Составитель

Учитель МБОУ «ООШ № 7»

Е. М. Канавина

 

1 раунд «Знакомство».

Ведущий: Итак,  все команды в полной боевой готовности. Для начала нужно познакомиться. По очереди напишите каждый свое полное имя на одном листке для каждой команды. Кто первый справится с заданием – победитель!

 

 

2 раунд «Разминка».

Ведущий: Теперь, когда мы познакомились поближе, нужно подготовить свои мозговые извилины к напряженной работе. Для этого мы проведем 2 раунд, который называется «Разминка». Каждая команда за одну минуту должна ответить на максимальное количество вопросов. За временем будет строго следить наше уважаемое жюри. Если вы не знаете правильного ответа, говорите: «Дальше!», чтобы не терять времени.        

 

Вопросы для 1 команды.

 

  1. Как называется главная фигура в шахматах? (Король).
  2. Самая любимая обувь Шарика из Простоквашино. (Кеды).
  3. Как фамилия полицейского надзирателя из рассказа А. Чехова «Хамелеон»? (Очумелов).
  4. Самая длинная поэма сказка А. Пушкина. («Руслан и Людмила»).
  5. Какая птица является символом мудрости и знаний? (Сова).
  6. Самый распространенный напиток, позволяющий утолить жажду. (Вода).
  7. Прибор для определения сторон света. (Компас).
  8. Стеклянный пузырек, а живет в нем огонек. (Лампочка).
  9. Самая распространенная одежда моряков. (Тельняшка).
  10. Как звали кота в популярном американском мультфильме? (Том).
  11. В какой клетке нельзя держать животных? (В грудной).
  12. Вечно печальный друг Мальвины. (Пьеро).
  13. Сигнальная башня для кораблей. (Маяк).
  14. Как звали друга Геккельберри Финна? (Том Сойер).
  15. Кто в Греции совершил 12 подвигов? (Геракл).
  16. Макаронное изделие, которое можно вешать на уши. (Лапша)
  17. Дворянское звание Мюнхгаузена. (Барон).
  18. Если она есть, то ума не надо. (Сила).
  19. Она первая убегает с тонущего корабля. (Крыса).
  20. Какое слово приказала сложить Каю Снежная Королева? («Вечность»).

 

 Вопросы для 2 команды.

 

  1. Самая популярная русская игрушка. (Матрешка).
  2. Какая девушка больше всего боялась жаркой погоды? (Снегурочка).
  3. Как звали главного героя в рассказе И. Тургенева «Муму»? (Герасим)
  4. Какой герой очень долго прожил на необитаемом острове? (Робинзон Крузо).
  5. Название какой птицы предупреждает о наступлении ненастья? (Буревестник).
  6. Что обозначают первые буквы слов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? (Цвета радуги).
  7. Сколько дней шел дождь, который привел к Всемирному потопу? (40 дней).
  8. Самая большая в мире пустыня. (Сахара).
  9. Самая ядовитая змея. (Кобра).
  10. Кто говорил: «Люблю грозу в начале мая!»? (Ф. Тютчев).
  11. Как звали человека, который очень хотел создать каменный цветок? (Данила-мастер).
  12. Как называется русская сказка, аналог американской «Красавица и чудовище»? («Аленький цветочек»).
  13. Животное с самыми большими ушами. (Слон).
  14. По-английски -  «ковбой», а по-русски - …(Пастух).
  15. Космический спутник Земли. (Луна).
  16. Дощечка, на которой художник смешивает краски. (Палитра).
  17. Из какого крана не берут воду? (Из подъемного).
  18. Как зовут собаку в передаче «Спокойной ночи, малыши!»? (Филя).
  19. Самая главная книга христиан. (Библия).
  20. Кто из зверей быстрее всех бегает? (Гепард).

 

Вопросы для 3 команды.

 

  1. Назовите самого известного русского баснописца. (И. Крылов).
  2. Эмблема государства. (Герб).
  3. Кто спасал зайцев в половодье? (Дед Мазай).
  4. Детский юмористический киножурнал. («Ералаш»).
  5. Говорят, что детей находят в капусте, а кого можно найти в апельсинах? (Чебурашку).
  6. Когда в Древней Греции никто не воевал? (Во время Олимпийских игр).
  7. Самый короткий месяц в году. (Февраль).
  8. Трех мушкетеров звали Атос, Портос и …(Арамис)
  9. Какой религиозный праздник отмечается христианами 7 января? (Рождество Христово).
  10. Кто был главным богом Греции? (Зевс).
  11. Вид спорта, в котором самый легкий мяч. (Теннис).
  12. Какую самую мелкую деталь изготовил тульский Левша, чтобы подковать блоху? (Гвоздики для подков).
  13. Как звали старшего сына Тараса Бульбы? (Остап)
  14. Самое главное угощение на Масленицу. (Блины).
  15. Самый распространенный в мире праздник. (Новый год).
  16. Какой цвет самый «неприятный» для быков? (Красный).
  17. Курица снесла яйцо на границе России и Китая. Кому принадлежит яйцо? (Курице).
  18. Самый сильный среди русских былинных богатырей. (Святогор).
  19. Самый первый космонавт. (Ю. Гагарин).
  20. Самый мудрый правитель Изумрудного города. (Страшила).

 

 3 раунд «Ребусы».

Ведущий: Каждая команда получает лист с ребусом. У всех команд ребусы одинаковые, так что задание нужно выполнять как можно тише, чтобы соперники не услышали. Правильный ответ запишите на обороте и принесите жюри. Задание на скорость. Кто первый?

4 раунд «Светский разговор».

Ведущий: В светском обществе есть такая традиция: никогда не говорить на темы, требующие специальных знаний, профессионального кругозора, чрезмерной эрудиции или блестящего ораторского искусства. Неписанный закон светских салонов требует касаться лишь тем, которые может поддержать и юная леди, и седовласый джентльмен. Поэтому светские люди обычно говорят о погоде или всевозможных хобби, а таковыми чаще всего бывают цветы или домашние животные.

Давайте и мы почувствуем себя светскими людьми и поговорим на приятные темы, которые в нашем случае будут непременно связаны с литературой.

За каждый правильный ответ можно получить 2 балла, если угадать название произведения и его автора.

 

  1. Какой пес носил на лапе часы? (Артемон, «Приключения Буратино», А.Толстой)
  2. В каком рассказе упоминается фамилия «Овсов»? ( «Лошадиная фамилия», А.Чехов)
  3. Назовите произведение, в котором все, кроме английского сыщика, боялись собаку. («Собака Баскервилей», А. Конан-Дойль)
  4. Как называется сказка, в которой улыбка кота гуляла сама по себе? («Алиса в Стране Чудес», Л.Кэрролл)
  5. Как называется рассказ, в котором ребята ночью пасли лошадей? («Бежин луг», И.Тургенев)
  6. Какое литературное произведение о кошках может служить яркой рекламой страхования жилища против пожаров? («Кошкин дом», С.Маршак)
  7. В каком литературном произведении доказано, что останки лошадей могут быть смертельно опасными? («Песнь о вещем Олеге», А.Пушкин)
  8. Какой кот умел говорить, самостоятельно ездил на трамвае и имел прозвище крупного речного животного? (Бегемот, «Мастер и Маргарита», М.Булгаков)
  9. В каком литературном произведении говорится о способе лечения бородавок с помощью дохлых кошек? («Приключения Тома Сойера», М.Твен)
  10. Какая представительница кошачьего рода была доверенным лицом человека в избирательной кампании? (Багира, «Маугли», Р.Киплинг)

 

5 раунд «Предложение».

Ведущий: Следующее задание состоит в том, чтобы правильно вставить пропущенные буквы в предложение. Предложения у команд абсолютно одинаковые. Нужно выполнить задание не только быстро, но и правильно. Та команда, у которой будет меньше всего ошибок, получает победу в этом раунде.

«Попыхивая ц.гаркой, ц.ган ц.дил пойло в ц.нковое корыто. «Ц.ц, куриц.н сын! – ц.кнул он на подбежавшего ц.пленка. - Еще получишь свою порц.ю».

                                                                                                                                                 

6 раунд «Говори правильно».

Ведущий: Как правильно писать, мы более или менее разобрались, но говорить правильно не менее важно. Этот раунд состоит из двух этапов. На первом этапе каждая команда должна прочитать предложение, соблюдая нормы русского языка. 2 этап – прочитать слово и подобрать к нему прилагательное. Каждая команда выбирает по 5 карточек из разложенных на столе. В каждой из них – по 2 задания. За каждый правильный ответ – 1 балл.

 

 


  1. а) На грядке растет кислый щавель.

      б) Шампунь.

 

  1. а) Сегодня на обед жареная камбала.

б) Какао.

                    

  1. а) Мама занята уборкой квартиры.

б) г.Батуми.

 

  1. а) Есть такая профессия – столяр.

б) Вуаль.

 

  1. а) Мы рассматривали новый каталог.

б) Конфетти.

 

  1. а) Я создал свою программу.

б) Киви.

 

  1. а) Идет строительство бензопровода.

б) Портмоне.

 

     8.   а) Этот номер мы включим в     концерт.

            б) Салями.

 

  1.  а) Они мне позвонят завтра.

 б) Жалюзи.

 

  1. а) Не следует баловать своих детей.

б) Мозоль. 

 

  1. а) На столе стояли красивые торты.

б) Хобби.

 

  1. а) В магазине продаются жалюзи.

б) Форель.

 

  1. а) Нет ничего красивее персидского ковра.

б) Кольраби.

 

  1. а) Чтобы выложить кирпичную стену, нужен цемент.            

б) Тюль.

                                                                                                                  

  1. а) Для приготовления борща нужна сочная свекла.

б) Кофе.

 

  1. а) Я начал выполнять домашнее задание.

б) Вопль.

 

   

7 раунд «Кот в мешке».

Ведущий: Перед вами 3 плаката с изображением мешка, из которого выглядывает кот. Конкурс так и называется «Кот в мешке». Ваша задача – угадать зашифрованное слово, для каждой команды – свое.

  1. * * * *

        То, что находится в мешке:

         - играет немаловажную роль в судьбе Кащея Бессмертного;

         - оказалось не под силу взрослым, умудренным жизненным опытом людям, а мелкий          

грызун справился с этим довольно успешно;

         - является одним из символов главного православного праздника. (Яйцо)

 

 

  1. * * * * * * * *

   То, что находится в мешке:

    - может и само стать мешком, если понадобится;

    - является напутствием на дальнюю дорожку;

    - «и напоит, и накормит, только спать не уложит». (Скатерть).

 

 

  1. * * * *

   То, что находится в мешке:

    - можно поменять на то, что можно поменять на то же самое;

    - как считает учительница, не дает тебе спокойно сидеть на уроке;

    - запомни: вторая буква ни в коем случае не «Ы»! (Шило)

 

8 раунд «Конкурс капитанов».

Ведущий: Прошу выйти капитанов команд. С вами мы поиграем в игру, которая называется «Грамматическое лото». У каждого из вас в руках по две карточки, на одной из которых в клеточках написаны названия частей речи, а на другой – слова афоризма вразброс. В каждую  из клеток впишите слово определенной части речи, в результате получите 2 рифмованные строки.

 

1.

Подчинит. Союз

Имя сущ. м.р. им.п.

Местоим.

Сущ. ж.р.

Глагол

Наречие

Местоим.

Сущ. ср.р.

Подчинит. союз

Сущ. м.р. в.п.

 

НУЖНЕЙ  НАШУ  НЕЖЕЛИ  МЫСЛЬ  ЧТОБ  НАМ  СЕРДЦЕ  СОБЕСЕДНИК  ПОСТИГ  ЯЗЫК

 

2.

Подчинит. Союз

Прилагат.

Сущ. м.р. и.п.

Глагол

 

Сущ. мн.ч. п.п. с предлогом

Местоим.

Сочинит.союз

Сущ. м.р. и.п.

Сущ. м.р. тв.п.

глагол

 

СНЕГ  В  РУКАХ  ВОЗЬМЕТСЯ  УМЕЛЫЙ  И  ОГНЕМ  КОГДА  ЧЕЛОВЕК  ЕГО  ЗАЙМЕТСЯ

 

3.

Порядковое числительное

Сущ. м.р.

Наречие

Сущ. ж.р. в.п. с предлогом

Глагол

Сочинит. союз

Глагол

Сущ. ж.р. и.п.

наречие

 

 

 

НАПЕРЕКОС  ПЕРВЫЙ  И  КАМЕНЬ  СТЕНА  В  ЗЕМЛЮ  КРИВО  ПОШЛА  ВРОС

 

 

      Пока капитаны работают и во время пауз проводятся игры с болельщиками.

 

Вопросы для болельщиков.

 

1.      Все любят остросюжетные литературные произведения. Вот сюжет одного из них. Во время прогулки неожиданно найден клад. По случаю находки состоялась покупка, а затем праздник, который был омрачен появлением коварного злодея. Жизнь героини в опасности, но в последний момент появляется герой и убивает злодея. Все заканчивается свадьбой. Как зовут героиню произведения и кто его автор? ( «Муха-Цокотуха», К.Чуковский)

2.      Праздник Ивана Купалы на Руси всегда отмечался весельем и ночными гуляньями. Одно из развлечений – прыжки через костер. Однако, иногда купальский костер заменяли кучей стеблей некоего растения. Какого? (Крапива)

3.      Шли двое. Остановились. Один другого спрашивает:

-Это черная?

-Нет, красная.

-А почему она белая?

-Потому что зеленая.

        О чем они говорят?   (Смородина)

4.  В магазине продают мясо свиньи – свинину, мясо барана – баранину, а коровы – говядину. Почему не коровину? (Исходное слово «говядо» - крупный рогатый скот)

5. Мать спросила у дочери: «Чашки все еще грязные?» Дочь ей ответила четырьмя личными местоимениями. Какими?

 

                                                    О м о н и м ы.

  1. В какой клетке нельзя держать зверей? (В грудной)

  2. Какие корни не нужны растению? (Математические, корни слов)

  3. Каким патроном не зарядишь ружье? (От лампы)

  4. Из какого крана не берут воду? (Из подъемного)

  5. Из какого сосуда не напьешься? (Из кровеносного)

  6. Что общего у слов «капор», «капюшон», «капуста»? (От латинского «кап» - голова)

                                               

Ответы на вопросы

 

1 раунд – «Знакомство» (кто первый справится – 1 балл)

 

2 раунд – «Разминка» (за 1 минуту – максимальное количество ответов. Каждый правильный ответ – 1 балл)

 

3 раунд – «Ребусы» (1 балл)

Марина Ивановна Цветаева

 

4 раунд – «Светский разговор» (1 балл – название произведения, 1 балл – автор)

 

5 раунд – «Предложение» (у кого меньше всего ошибок – победитель, 1 балл)

 

«Попыхивая цигаркой, цыган цедил пойло в цинковое корыто. «Цыц, курицын сын! – цыкнул он на подбежавшего цыпленка. - Еще получишь свою порцию».

 

6 раунд «Говори правильно»  За каждый правильный ответ – 1 балл

 


  1. а) На грядке растет кислый щавель.

      б) Шампунь.

 

  1. а) Сегодня на обед жареная камбала.

б) Какао.

                    

  1. а) Мама занята уборкой квартиры.

б) г.Батуми.

 

  1. а) Есть такая профессия – столяр.

б) Вуаль.

 

  1. а) Мы рассматривали новый каталог.

б) Конфетти.

 

  1. а) Я создал свою программу.

б) Киви.

 

  1. а) Идет строительство бензопровода.

б) Портмоне.

 

     8.   а) Этот номер мы включим в     концерт.

            б) Салями.

 

  1.  а) Они мне позвонят завтра.

 б) Жалюзи.

 

  1. а) Не следует баловать своих детей.

б) Мозоль. 

 

  1. а) На столе стояли красивые торты.

б) Хобби.

 

  1. а) В магазине продаются жалюзи.

б) Форель.

 

  1. а) Нет ничего красивее персидского ковра.

б) Кольраби.

 

  1. а) Чтобы выложить кирпичную стену, нужен цемент.            

б) Тюль.

                                                                                                                  

  1. а) Для приготовления борща нужна сочная свекла.

б) Кофе.

 

  1. а) Я начал выполнять домашнее задание.

б) Вопль.

 

 


7 раунд «Кот в мешке» (1 балл)

 

8 раунд «Конкурс капитанов»

 

1. Чтоб собеседник нашу мысль постиг, нужней нам сердце, нежели язык.

2. Когда умелый человек возьмется, в его руках и снег огнем займется.

3. Первый камень криво в землю врос – и пошла стена наперекос.