Отправить письмо администратору Карта сайта Вход для пользователей
ГЛАВНАЯ
300 лет Кузбассу
НОВОСТИ
Питание
ДЕТСКИЙ ОТДЫХ
Дистанционное обучение
СВЕДЕНИЯ об ОО
Порядок поступления в школу
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Методическая копилка
Личные сайты учителей
Защита персональных данных
Это интересно
Красный...Жёлтый...Зелёный...
МУЗЕИ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Бережливые технологии
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Формирование педагогического сознания родителей
Электронный журнал
ФГОС 2021
ГИА
ОЛИМПИАДЫ 2022
Закон «Об образовании в РФ»
ВОЛОНТЁРЫ
Полезные ссылки
Горячая линия
Национальные проекты в Кузбассе
«Успех каждого ребенка»
Театр
Поиск информации о госучреждениях
ГЛАВНАЯ arrow ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ arrow Формирование педагогического сознания родителей
Формирование педагогического сознания родителей

Формирование педагогического сознания родителей

в условиях современной общеобразовательной школы

 Выступление Усевич Н. Л.

на методическом объединении учителей

(ссылка на статью Т.В.Кружилиной, доктора ПН, профессора кафедры педагогики начального и специального образования Магнитогорского государственного университета)

«Начальная школа», № 2 2009

 

В настоящее время перед школой остро стоит проблема повышения педагогической культуры родителей и формирование их педагогического сознания.

Среди субъектов образовательного пространства родители занимают существенное место, но в реальной практике они менее всего задействованы в решении образовательно-воспитательных проблем своих детей. Родителям десятилетиями внушалось, что они только помощники учителя, школа-это второй дом, а учитель – вторая мама. Это способствовало тому, что  отголоски потребительского отношения к школе сохранились и у современных родителей. Теперь учителю важно убедить в обратном родителей. Основную роль в воспитании должны выполнять родители в семье, учитель – только помогать.

Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования, школа должна провести большую и серьезную работу. Эта работа предполагает педагогизацию сознания родителей, под которой понимается целенаправленный процесс утверждения в сознании знаний, схем, способов деятельности, а также оценок, помогающих эффективно решать педагогические задачи, как построение бесконфликтных отношений с людьми; сохранение любви и доверия с близкими людьми; предотвращение появления отчужденности в отношениях со своими детьми и близкими людьми; успешная реализация социальных ролей (сына или дочери, отца или матери, ученика или учителя, воспитателя или воспитуемого и т.д) и сознательная подготовка своих детей к их выполнению.

Мысль о том, что родителей надо учить  воспитывать своих детей, звучит в работах многих известных педагогов. Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили и другие придавали огромное значение семейному этапу в воспитании подрастающего поколения, считая, что воспитание родителей является важнейшим условием решения многих социальных проблем.

Педагогизацию сознания родителей предлагается осуществлять в следующих направлениях:

  1. Формирование у родителей интереса к себе как педагогу-воспитателю;
  2. Обогащение опыта родителей психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями;
  3.  Включение родителей в педагогическую деятельность (по самопознанию и самообразованию, разрешению педагогических коллизий и т.д);
  4. Включение родителей в решение школьных проблем и в коллективную жизнь класса, в котором учится их ребенок;
  5. Коллективное обсуждение семейных проблем и поиск путей их решения.

 Для реализации этих направлений была разработана программа «Содружество», которая представляет собой интегрированный курс по педагогизации сознания родителей, рассчитанный на 10 – 11 лет. Программа направлена на пробуждение, развитие, формирование и расширение педагогического сознания родителей и повышения их воспитательного потенциала.

При разработке программы было учтено все положительное, что удалось почерпнуть в опыте организации воспитания родителей в мировой практике и практике отечественных психологов и педагогов.

Программа состоит из трех блоков, которые охватывают 1 4 классы, 5 – 9 классы и 10 – 11 классы.

Целью первого блока стало освоение родителями новой социальной роли – родителя ученика, для того, чтобы помочь ребенку успешно выполнить социальную роль ученика.

В соответствии с целью были разработаны задачи первого блока:

1. Способствовать знакомству родителей с педагогическим опытом, который позволит им: а) к помочь их ребенку успешно адаптироваться к школьной жизни; б) научить его быстро  и эффективно выполнять домашнее задание; в) сформировать навык самоконтроля, умение работать со справочной литературой; г) продолжить работу по формированию познавательных интересов ребенка и стимулированию у него потребности делиться с родителями школьными проблемами; д) помощь ребенку построить продуктивные отношения с учителем и одноклассниками; е) сформировать у ребенка доброжелательное отношение к людям, которое поможет им в жизни.

2. Сформировать у родителей положительное отношение к самим себе, умение принимать себя и и других такими, какие они есть. Тогда в последующем они смогут научить этому своего ребенка, а также сформировать у него потребность и умение помогать людям и с благодарностью принимать помощь от них, научиться не осуждать, не обижаться на людей, а понимать и прощать их.

3. Способствовать выработке у родителей потребности, привычки и умения заботиться

 о своем здоровье, чтобы стать примером для ребенка в ответственности за свое здоровье и свою жизнь.

Программой предусмотрены следующие направления в работе с родителями.

  1. Лекционная работа, которая проводится с родителями два раза в год. Для проведения этих занятий приглашаются специалисты из педагогических колледжей, администрация школы, специалисты городского уровня. На этих занятиях слушатели повышают свой теоретический уровень.
  2. Практические занятия, деловые игры, праздники, «круглые столы» и т.д., на которых родители углубляют знания, полученные на лекциях, и формируют практические умения.
  3. Общешкольные мероприятия, в которых принимают участие либо представители от родительской общественности всех классов, либо родители детей одной возрастной группы. Такие встречи могут проходить в форме семинаров, конференций, «круглых столов», пресс-конференций, дискуссий ит.д. как правило, их организует группа специалистов разного профиля.
  4. Индивидуальная работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы, посещение семей, общение по телефону, письменное общение с родителями и т.д.

Планы лекций и практических занятий первого блока (1 – 4 классы)

 

Первый год обучения родителей

Первое полугодие

Лекционное занятие № 1

Тема: «Чтобы помощь ребенку решать его проблемы, нужно их знать»

1.Этапы нравственного становления личности ребенка. Что необходимо было сформировать у ребенка в семье до поступления в школу?

2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.

3. Как помочь ребенку в период адаптации к школьной жизни.

4.Позиция родителей по отношению к ребенку, его новому социальному статусу в этот период жизни.

5.Функции семьи и школы в воспитании ребенка, их взаимодополняемость.

6.Семья – главный институт воспитания и становления личности ребенка.

 

Практическое занятие № 1

Тема: «Формирование у ребенка ответственности за учебный труд»

  1. Организация и настрой родителей на четырехлетнюю совместную работу:

а) знакомство родителей друг с другом, с детьми, с учителем и специалистами, работающими с классом;

б) закладывание основ классных традиций, законов жизни коллектива детей и родителей;

в) обсуждение ответов на вопрос: «Как родители представляют систему взаимодействия с детьми, которые получили статус учащихся?»;

г) обсуждение и дополнение плана работы на год;

д) четкое определение функций учителя и родителей в организации успешного обучения ребенка.

2. Организация практикума по оказанию помощи ребенку при выполнении домашнего задания, по формированию самостоятельности и ответственности за учебное дело с первых дней пребывания в школе:

а) практикум по обучению родителей алгоритму работы учащихся с текстом арифметической задачи, приемам формирования вычислительных навыков и осуществления самопроверки;

б) практикум по обучению родителей приемам быстрого и безошибочного письма.

 

Практическое занятие № 2

Тема: «Формирование у младших школьников умений и желаний читать»

  1. Включение родителей первоклассников в обсуждение проблем, возникающих у них в период первой учебной четверти:

а) письменная рефлексия с последующим обсуждением ответов на вопросы: Что я делал в первой четверти в качестве родителя ученика 1 класса? Как я это делал? Каких результатов достиг? Что мне помогало, а что мешало? Как я преодолевал трудности?;

б) проведение анкетирования родителей по определению их заказа школе на оказание педагогических услуг семье и ребенку.

2. Беседа о значении любви к чтению, влиянии правильности и осмысленности чтения на формирование грамотности.

3. Проведение практикума по отработке приемов улучшения техники чтения и привитию любви к чтению.

 

Второе полугодие

Лекционное занятие № 2

Тема: «Формирование ученичества как личного качества. Его значение в жизни человека»

  1. Учение – ведущий вид деятельности младшего школьника.
  2. Ученичество как личностное качество, формируемое у ребенка в начальной школе. Его характерные проявления.
  3. Формирование: а) познавательных интересов в семье; б) положительного отношения к школе.
  4. Ситуация успеха в учебной деятельности. Ее значение для успешного обучения ребенка.
  5. Как способствовать переживанию ребенком успеха от преодоления учебных трудностей?

 

Практическое занятие № 3

Тема: «Ваш ребенок – успешный ученик!»

  1. Беседа по вопросам: Что значит быть успешным учеником? Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы быть успешным учеником? Чему он должен научиться, чтобы стать успешным учеником? Какова роль родителей в деле становления ребенка как успешного ученика?
  2. Обсуждение результатов аналогичной беседы, проведенной ранее учителем с первоклассниками. Сравнение ответов учащихся и их родителей.
  3. Просмотр видеозаписей фрагментов уроков, позволяющих родителям видеть своих детей на уроках.
  4. Обсуждение фрагментов по вопросам: Что ваши дети умеют делать? Как они думают, мыслят? Что им не под силу? Чему их надо учить? Как надо учить?
  5. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Мой сын (моя дочь) учится быть учеником».

 

Практическое занятие № 4

Тема: «Переживание ситуации успеха – залог успешности ученика»

  1. Чтение и обсуждение домашних сочинений.
  2. Обсуждение ответов на вопросы: Что вы понимаете под словами ситуация успеха? Каким образом ее можно создать? Зачем она нужна в учебном процессе?
  3. Индивидуальные особенности детей. Их учет при создании ситуации успеха.
  4. Обсуждение идеи В.А.Сухомлинского: «Чтобы ребенок хорошо учился, надо, чтобы он хорошо учился». Какое отношение эта мысль имеет к проблеме создания ситуации успеха? Может ли каждый ребенок хорошо учиться? Если нет, то способен ли ребенок переживать ситуацию успеха в учебной деятельности?
  5. Организация коллективного творческого дела по подготовке праздника, посвященного успешному окончанию 1 класса.
  6. Домашнее задание: прочитать и проанализировать книгу А.Ц.Гармаева «Этапы нравственного становления ребенка. Курс лекций»

 

Второй год обучения родителей

Первое полугодие

Лекционное занятие 1

Тема: «Обучение как фактор развития личности ребенка»

  1. Понятие «развитие» в современной психологии и педагогики.
  2. Учение Л.С.Выготского о развитии ребенка и взаимодействии обучения и развития.
  3. Формирование четырех обобщенных базисных умений у учащихся, а именно умения общаться, трудиться, учиться и т. Д.
  4. Использование обобщенных базисных умений в качестве средства развития личности ребенка.
  5. Формирование у младших школьников субъектной позиции в учебной деятельности.

 

Практическое занятие 1

Тема: « Формирование у родителей умения продуктивно общаться с детьми»

  1. Общение как фактор развития личности ребенка.
  2. Умение слушать, слышать и понимать ребенка, поддерживать диалог и уважительно относиться к его мнению – основа продуктивного общения с ребенком.
  3. Просмотр фрагментов уроков, на которых показано, как учитель организует и поддерживает учебный диалог между школьниками.
  4. Обсуждение фрагментов по вопросам: Что такое общение? Как оно может быть организовано на уроке? Можно ли считать общение средством развития ребенка? Можно ли продолжить работу по установлению учебного диалога с ребенком в семье? Для чего нужно такое общение в домашних условиях?
  5. Проведение практикума, на котором родители выстраивают учебный диалог друг с другом на основе конкретного учебного материала.
  6. Домашнее задание: установить контакт с ребенком и активно общаться с ним при обсуждении учебного материала.

 

Практическое занятие 2

Тема: «Сохранение и укрепление здоровья детей в период их обучения в начальной школе»

  1. Рефлексия по поводу выполнения домашнего задания: «Как проходило общение с ребенком на основе обсуждения учебного материала?».
  2. Что такое здоровье человека? Причины кризисного состояния здоровья детей в нашей стране.
  3. Формирование культуры отношения к своему здоровья у учащихся: культура физического, психологического, нравственно-духовного и сексуального здоровья.
  4. Роль семьи в формировании культуры отношения у детей к своему здоровью.
  5. Выступление детей перед родителями: демонстрация того, что они узнали о себе, своем здоровье и возможностях его укрепления.
  6. Выполнение некоторых оздоровительных технологий вместе с детьми и учителем.
  7. Домашнее задание: провести с детьми беседу о тм, что они узнают и какими практическими умениями овладевают на уроках здоровья. Поддерживать эти начинания в семейном кругу.

 

Второе полугодие

Лекционное занятие 2

Тема: «Младший школьник в среде сверстников»

  1. Взаимопонимания между младшими школьниками. Их обусловленность возрастными особенностями и традициями семейного воспитания.
  2. Отражение полоролевых представлений младших школьников на взаимоотношениях между мальчиками и девочками. Их гармонизация посредством целенаправленных влияний школы и семьи.
  3. Влияние процесса обучения на формирование коллективистских взаимоотношений между детьми.
  4. Установление взаимоотношений сотрудничества, взаимоподдержки и взаимообучения в учебной деятельности – важное условие интеллектуального развития ребенка и овладения и коммуникативными умениями.

Практическое занятие 3

Тема: «Умеет ли ваш ребенок строить отношения со сверстниками?»

  1. Беседа по вопросам: Умеет ли ваш ребенок дружить? Знаете ли вы друзей вашего ребенка? Как часто друзья вашего ребенка бывают у вас дома? Какие дети тянутся к вашему ребенку? Почему? Как помочь детям усилить положительные качества личности и ослабить отрицательные? Нужно ли запрещать ребенку дружить с теми детьми, которые вам не нравятся? Как в этом случае нужно поступать? Умеете ли вы направлять дружбу вашего ребенка на его благо и благо его друзей?
  2. Место ребенка в системе взаимоотношений со сверстниками. Беседа не тему «Знаете ли вы о дружеских взаимосвязях вашего ребенка в классе, о его положении в классном коллективе?».
  3. Знакомство с результатами социометрического среза, проведенного учителем незадолго до встречи с родителями. Проектирование действий по изменению положения того или иного ребенка в классном коллективе (в случае необходимости).
  4. Домашнее задание: прочитать книгу Ш.А.Амонашвили «Школа жизни»

 

Практическое занятие 4

Тема: «Дети и взрослые»

  1. Беседа по вопросам: Что отличает детей от взрослых? Что между ними общего? Почему мы часто не понимаем друг друга? Что характеризует растущую и развивающуюся личность легко ли видеть в ребенке явление, личность? Что дает взрослому человеку опыт проживания (в свое время) детства? Вспомните, как вы утоляли жажду к взрослению и жажду к свободе.
  2. Обсуждение работы Ш.А.Амонашвили «Школа жизни» по вопросам: Что вас поразило в книге? Что захотелось взять из опыта? Что вы не приняли или не заинтересовало?
  3. Сочетание умений быть родителем, взрослым и ребенком – важное условие строительства продуктивных отношений родителей с детьми.
  4. Сущность теории трансактного анализа. Ее использование при анализе поведения людей (детей и взрослых) построении отношений с ними.
  5. Задание на дом: прочитать книгу Э.Берна «Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры».

 

Третий год обучения родителей

Первое полугодие

Лекционное занятие 1

Тема: «Формирование целостного»

  1. Ребенок является частью мира. В мире все взаимодействует на основе принципа дополнительности.
  2. Знание о мире как ориентиры, необходимые для успешного проживания и деятельности в этом мире, в согласии с ним, с уважением к его законам.
  3. Как оказать помощь детям в организации наблюдений за миром, в обобщении выводов на основе наблюдений.
  4. Как научить ребенка и научиться самому уважать и выполнять законы природы.

 

Практическое занятие 1

Тема: «Познавательная активность родителей – залог развития познавательной активности детей»

  1. Обсуждение летних каникул. Ответы на вопросы: Как и где отдыхали с детьми? Что изменилось в поведении за лето , видении мира, внешности детей? Что удалось сделать в плане укрепления здоровья детей и родителей? Как расширился кругозор детей и их знания о мире, кругозор родителей?
  2. Знакомство родителей с учебниками на новый учебный год.
  3. Что такое познавательная активность. Как ее можно развивать и поддерживать у ребенка в условиях семьи.
  4. Как родители могут использовать свой опыт, знания, ежедневные наблюдения для воспитания у детей интереса к познанию мира. Как родители могут поддерживать интерес ребенка к учебным предметам, помогая извлекать из их содержания жизненно важную суть.
  5. Проведение практикума: знакомство с валеологической диагностикой состояния здоровья детей (замер дыхательной паузы в состоянии покоя и после нагрузки, частоты пульса и т.д.)
  6. Домашнее задание: провести диагностику состояния здоровья ребенка и других членов семьи, наметить пути укрепления здоровья всех членов семьи на новый учебный год; оформить дневники здоровья всем членам семьи.

 

Практическое занятие 2

Тема: «Развитие наблюдательности у младших школьников»

  1. Обсуждение результатов диагностики и выполнения программы укрепления здоровья.
  2. От чего зависит способность человека сосредоточиваться на объекте изучения? Что такое внимание?
  3. Развитие наблюдательности ребенка как непременное условие развитие его внимания.
  4. Проведение практикума: освоение родителями приемов, направленных на организацию наблюдения детей (постановка целей, определение объектов, обсуждение результатов, наблюдение за мелкими деталями и целостностью ит.д.)
  5. Домашнее задание: организовать работу по развитию наблюдательности у ребенка.

 

Лекционное занятие 2

Тема: «Формирование у детей основ базовой культуры личности»

  1. Из чего складывается базовая культура личности ребенка.
  2. Роль семьи. Формирование у ребенка эмоционально-оценочного отношения к материальной и духовной культуре.
  3. Знание о мире и культуре ребенка.
  4. Культура поведения. Формирование ценностных ориентаций.

 

Практическое занятие 3

Тема: «Формирование нравственной и экологической культуры ребенка в семье»

  1. Из чего складывается нравственная культура ребенка. Как ее формировать.
  2. Влияние семейных нравственных устоев и принципов на формирование нравственной культуры школьника.
  3. Критерии выявления сформированности нравственной культуры.
  4. Экологическая культура как важная часть нравственной культуры. Актуальность проблемы.
  5. Анализ результатов диагностики нравственной и экологической культуры учеников 3 класса.
  6. Проведение диагностики по выявлению нравственной и экологической культуры родителей учеников 3 класса. 

 

Практическое занятие 4

Тема: «Формирование у мл.шк. коммуникативной культуры и культуры семейных отношений»

  1. Семья – институт формирования будущего семьянина. Отношения между родителями – основа представления у ребенка отца-мужчины и роли матери-женщины.
  2. Отношение отца и матери к ребенку – гармония влияний условной и безусловной любви.
  3. Отношения между поколениями в семье.
  4. Формирование коммуникативной культуры ребенка в семье и детском коллективе.
  5. Использование трансактного анализа поведения детей и взрослых.
  6. Анализ результатов рисунчатого теста, проведенного в классе на тему «Я и моя семья» и анкеты «Семья в моей жизни»

 

Четвертый год обучения родителей.

Первое полугодие

Лекционное занятие 1

Тема: «Подготовка детей к успешной адаптации в среднем звене»

  1. Особенности адаптационного периода.
  2. Подготовка мл.шк. к безболезненному переходу в среднюю школу:

а) интеллектуальная подготовка

б) формирование самостоятельности и самоорганизации

в) формирование коммуникативных умений, коллективистских качеств личности

г) повышение жизненных сил, укрепление его здоровья

 

Практическое занятие 1

Тема: «Формирование у мл.шк. самостоятельности и ответственности в учебе и жизни»

  1. Формирование умений думать, размышлять, принимать самостоятельные решения
  2. Формирование ответственности за учебу, свое здоровье, жизнь.
  3. По каким признакам можно судить  о проявлении у ребенка ответственности.
  4. Беседа по вопросам: Ответственность за какие дела вашего ребенка вы взвалили на свои плечи? Как можно передать ребенку ответственность за его дела, учебу, здоровье и жизнь?
  5. Зависимость успешности адаптации от сформированности самостоятельности и ответственности.
  6. Разработка программы постепенной передачи ребенку ответственности за его дела, учебу, здоровье.
  7. Домашнее задание: провести работу по реализации программы постепенной передачи ребенку ответственности за его дела, учебу и т.д.

 

Практическое занятие 2

Тема: «Обучение мл.шк. решению своих жизненных задач»

  1. Подготовка детей к самостоятельному принятию решений.
  2. Обучение детей общению с незнакомыми людьми.
  3. Формирование у детей способности строить отношения с людьми, которые находятся в близком контакте по принципам: принять людей такими, какие они есть, понимать их, прощать, приходить к ним на помощь.
  4. Укрепление в классе дружбы, взаимопомощи и поддержке.
  5. Укрепление нравственных взаимоотношений между мальчиками и девочками.
  6. Укрепление в детях уверенности в их учебных возможностях.

 

Второе полугодие

Практическое занятие 3

Тема: «Работа по предупреждению дезадаптации мл.шк. в среднем звене»

  1. Знакомство родителей с учителями среднего звена
  2. Беседа о готовности к адаптации
  3. Формирование у мл.шк. стрессоустойчивости. Физическое закаливание, укрепление нервной системы.
  4. Разработка программы подготовки детей к адаптации (совместная работа учителя нач.кл., учителей среднего звена, родителей)
  5. Домашнее задание: приступить к реализации программы.

 

Практическое занятие 4

Тема: «Подведение итогов работы с родителями по формированию их педагогического сознания»

  1. Беседа по вопросам: Что вам дали годы обучения вашего ребенка в нач.шк.? Какой опыт родительства вы приобрели? Какой педагогический опыт у вас накоплен за эти годы? Какие изменения произошли в вашем ребенке? Какие изменения произошли в вас? В вашей семье? Какие выводы? Какие перспективы развития вашего ребенка, вас, вашей семьи? Какой видите дальнейшую совместную работу с классным руководителем?
  2. Домашнее задание: продолжить работу с детьми по подготовке их к успешной адаптации в среднем звене.