Отправить письмо администратору Карта сайта Вход для пользователей
ГЛАВНАЯ
300 лет Кузбассу
НОВОСТИ
Питание
ДЕТСКИЙ ОТДЫХ
Дистанционное обучение
СВЕДЕНИЯ об ОО
Порядок поступления в школу
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Методическая копилка
Личные сайты учителей
Защита персональных данных
Это интересно
Красный...Жёлтый...Зелёный...
Рабочая программа по ПДД
МУЗЕИ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Бережливые технологии
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Электронный журнал
ФГОС 2021
ГИА
ОЛИМПИАДЫ 2022
Закон «Об образовании в РФ»
ВОЛОНТЁРЫ
Полезные ссылки
Горячая линия
Национальные проекты в Кузбассе
«Успех каждого ребенка»
Театр
Поиск информации о госучреждениях
ГЛАВНАЯ arrow Красный...Жёлтый...Зелёный... arrow Рабочая программа по ПДД
Рабочая программа по ПДД

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПДД

«ШКОЛА ДОРОЖНОЙ ГРАМОТЫ»

 

 Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

 

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30 – 40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Важно обучать правилам дорожного движения с раннего возраста, пока ребенок не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, преобладающих во взрослой среде. Все это послужило предпосылками составления образовательной программы для  учающихся школы. Программа решает проблемы воспитания законопослушных  участников дорожного движения. Этот образовательный курс позволяет школьнику выбрать правильную модель поведения в дорожно – транспортной среде, адекватно воспринимать дорожный мир.

        Рабочая программа разработана на основе программы дополнительного образования для общеобразовательных учреждений «Школа дорожной грамоты» составителя Купреевой Л.И., руководителя структурного подразделения, Штефаняк О.С., методиста ГАОУ ДОД КО «ОЦД(ю)ТТиБД»  и составлена из самых основных  тем, в которых необходимо разбираться взрослеющему ребенку.

         Цель образовательной программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, разработка обоснованных методических материалов для педагогов общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий и др.) по организации проведения дидактических занятий во внеурочное время по целенаправленному формированию у детей и подростков умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, с учетом психофизиологических и возрастных особенностей в дорожно – транспортной среде. Обучение основам безопасности дорожного движения направлено на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходим творческий поиск педагога вместе с учащимися выходов из сложных и опасных ситуаций.

Рабочая программа  имеет социально-педагогическую направленность и рассчитан на детей 7 - 14 лет. Модуль программы рассчитан на 90 часов (1 – 7 классы).

Задачи

Обучающие                                                                                                      

- способствовать приобретению знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира, знакомству с ПДД, касающихся движения механических (электрических) транспортных средств;

Развивающие                                                                                                   

- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;

 - формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;

Воспитательные                                                                                                      

- воспитывать правопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

 - способствовать формированию  общего уровня культуры у участников дорожного движения;

- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.

 

 Первый класс

   Учебно – тематический план

занятия

 

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1.

История происхождения Правил дорожного движения.

1

1

0

2.

Дорога, ее элементы. Пешеходные переходы.

2

1

1

3.

Нерегулируемые перекрестки.

2

1

1

4.

Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходного, транспортного светофоров.

2

1

1

5.

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

2

1

1

6.

Дорожные знаки.

1

1

0

7.

Места для игр.  Зачет.

2

1

1

 Итого:

12

7

5

 

Содержание

Тема 1. История происхождения Правил дорожного движения (1 час)

Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Город, в котором живем. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые – грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД? Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.

Тема 2. Дорога, ее элементы. Пешеходные переходы (2 часа)

Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Как правильно ходить по тротуару? Правила перехода проезжей части Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). Дорога с двусторонним движением, правила перехода. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначение. Правила перехода дороги на них.

Тема 3. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)

Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

Тема 4. Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходного, транспортного светофоров (2 часа)

Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.

Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (2 часа)

Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

Тема 6. Дорожные знаки (1 час)

Значение дорожных знаков. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

Тема 7. Места для игр.  Зачет (2 часа)

Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Правила вождения велосипеда детям до 14 лет.

 

Второй класс

Учебно – тематический план

 

занятия

 

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

1

0

1

2.

Пешеходные переходы.

2

1

1

3.

Нерегулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы.

2

1

1

4.

Регулируемые перекрестки. Светофор.

2

1

1

5.

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

2

1

1

6.

Дорожные знаки

1

1

0

7.

Зачет.

2

1

1

   Итого:

12

6

6

 

 Содержание

Тема 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)

Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина. Правила пешехода на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге.

Тема 2. Пешеходные переходы (2 часа)

Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Дорожные ловушки. Пешеходные переходы в районе школы.

Тема 3. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)

Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования.

Тема 4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)

Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода регулируемого перекрестка. Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика.

Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (2 часа)

Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. Правила поведения участника дорожного движения на остановке, при посадке, в салоне и при выходе с транспорта. Возможные опасности.

Тема 6. Дорожные знаки (1 час)

Значение дорожных знаков. Дорожные знаки «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.

Тема 7. Зачет (2 часа)

Опасность игр вблизи проезжей части. Площадки для игр. Катание на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах.

 

 Третий класс

Учебно – тематический план

занятия

 

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Проезжая часть и ее элементы.

1

1

0

2.

Пешеходные переходы.

2

1

1

3.

Нерегулируемые перекрестки.

2

1

1

4.

Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.

2

1

1

5.

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

2

1

1

6.

Дорожные знаки и дорожная разметка.

2

1

1

7.

Места для игр. Зачет.

1

1

0

Итого:

12

7

5

 

Содержание

Тема 1. Проезжая часть и ее элементы (1 час)

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Правила поведения на проезжей части с друзьями, пожилыми людьми.

Тема 2. Пешеходные переходы (2 часа)

Виды пешеходных переходов. Правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода, средств регулирования дорожного движения. Дорожные ловушки.

Тема 3. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)

Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Опасные ситуации при переходе нерегулируемого перекрестка. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

Тема 4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)

Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников дорожного движения. Дорожные ловушки на регулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения.

Тема 5. Правила пассажира  в автобусе, троллейбусе и трамвае (2 часа)

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае (для двух типов трамвайных остановок). Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

Тема 6. Дорожные знаки и дорожная разметка (2 часа)

Дорожные знаки для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1 – 2 – м классах. Дорожная разметка. Виды дорожной разметки.

Тема 7. Места для игр. Зачет (1 час)

Места для игр. Правила движения на самокатных транспортных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.

 

 Четвертый класс

Учебно – тематический план

 

занятия

 

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

1

1

0

2.

Остановочный путь и скорость движения автомобиля.

1

1

0

3.

Пешеходные переходы.

2

1

1

4.

Нерегулируемые перекрестки.

2

1

1

5.

Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.

2

1

1

6.

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

2

1

1

7.

Поездка за город.

1

1

0

8.

Площадки для игр. Где можно и где нельзя играть.

1

1

0

Итого:

12

8

4

 

Тема 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)

Элементы на дороге. Правила поведения участников дорожного движения на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Движение по дороге группой. Правила движения в жилых зонах.

Тема 2. Остановочный путь и скорость движения автомобиля (1 час)

Скорость движения и тормозной путь автомобиля. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Особенности движения пешеходов в различное время суток.

Тема 3. Пешеходные переходы (2 часа)

Правила перехода пешеходом дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода пешеходом проезжей части при отсутствии средств регулирования дорожного движения. Дорожные ловушки.

Тема 4. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)

Правила перехода пешеходом нерегулируемого перекрестка. Дорожные ловушки на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

Тема 5. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)

Назначение светофора. Значение сигналов светофора. Типы светофоров. Дорожные ловушки на регулируемом перекрестке. История светофора.

Тема 6. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (2 часа)

Ситуации, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем: переход дороги при движении на остановку и после выхода с общественного транспорта.

Тема 7. Поездка за город (1 час)

Правила дорожного движения пешеходов на загородной дороге. Дорожные ловушки на загородной дороге.

Тема 8. Места для игр. Зачет (1 час)

Площадки для игр. Катание на самокатных транспортных средствах. Опасность игр вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы.

 

 

 Пятый класс

Учебно – тематический план

 

занятия

 

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Дорожно – транспортные происшествия. Государственные службы безопасности и спасения.

1

1

0

2.

Современные транспортные средства – источник повышенной опасности.

1

1

0

3.

Дорога – зона повышенной опасности.

2

1

1

4.

Виды перекрестков. Проезд перекрестков.

2

1

1

5.

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

4

2

2

6.

Правила дорожного движения велосипедиста, роллера, скейтбордиста.

2

1

1

7.

Зачет.

2

1

1

Итого:

14

8

6

 

 

Тема 1. Дорожно – транспортные происшествия. Государственные службы безопасности и спасения (1 час)

Виды дорожно – транспортных происшествий (ДТП).Причины и последствия ДТП. ДТП , связанные с велосипедистами, катанием на роликах и др. Зависимость ДТП от поведения человека на дороге, конструкции автомобиля, состояния дороги. Понятие дорожной «ловушки». Из истории ДТП.

Тема 2. Современные транспортные средства – источник повышенной опасности (1 час)

Краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. Понятие остановочного и тормозного пути автомобиля. Активная и пассивная безопасность автомобиля. Из истории конструкции автомобиля.

Тема 3. Дорога – зона повышенной опасности (2 часа)

Понятие «дорога». Элементы дороги. Наиболее опасные места на дороге. Опасности по дороге в школу. Движение к маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из транспорта, движение после высадки. История происхождения дорог.

      Тема 4.  Виды перекрестков. Проезд перекрестков (2 часа).

Понятие «Перекресток». Виды перекрестков. Разворот на перекрестке. Проезд регулируемого, нерегулируемого перекрестков.

Тема 5. Чрезвычайные ситуации на транспорте (4 часа)

Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Отличие ЧС от аварии, дорожно – транспортного происшествия (ДТП). Поведение при столкновении автомобилей, пожаре в автомобиле. Средства пожаротушения в автомобиле. Падение автомобиля в воду, попадание молнии в автомобиль.

Виды наземного общественного транспорта. Метро и опасности при пользовании им (на эскалаторе, платформе, в вагоне).

Железнодорожный транспорт и опасности при пользовании им. Поведение при пожаре в поезде.

Водный транспорт. Средства спасения. Действия при пожаре, эвакуации. Нахождение в море.

Воздушный транспорт. Предварительные меры безопасности. Правила поведения во время аварии, при пожаре в самолете. История развития различных видов транспорта.

Государственная противопожарная служба МЧС России. ГИБДД. Скорая медицинская помощь. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

 

Тема 6. Правила дорожного движения велосипедиста, роллера, скейтбордиста (2 часа)

 

Отработка практических навыков по Правилам дорожного движения велосипедиста, роллера, скейтбордиста в автогородке.

 

Тема 7. Зачет. Тест – опрос. (2 часа)

Тест - опрос по ПДД. Проезд перекрестков в автогородке по сигналам транспортных светофоров, сигналам регулировщика. Преодоление препятствий.

Шестой класс

Учебно – тематический план

 

занятия

 

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности.

2

1

1

2.

Опасность на дороге.  Видимая и невидимая опасность. Как ее избежать.

2

1

1

3.

Работа водителя и ПДД пешехода.

2

1

1

4.

Вы – очевидец ДТП.

2

1

1

5.

Ошибки участников дорожного движения. Причины ДТП.

2

1

1

6.

Правила дорожного движения велосипедиста. Отработка практических навыков.

2

1

1

7.

Зачет.

2

1

1

Итого:

14

7

7

Тема 1. Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности (2 часа)

Город как транспортная система. Из истории развития транспортной системы в городе. Мероприятия по организации дорожного движения. Средства регулирования дорожного движения. Светофорное регулирование. Виды транспортных светофоров. Пешеходные светофоры. Светофоры для велосипедистов. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Дорожная разметка.

Тема 2. Опасность на дороге.  Видимая и невидимая опасность. Как ее избежать (2 часа)

Виды ДТП. Факторы, влияющие на численность ДТП (дисциплина участников дорожного движения, время суток, дни недели). Привычки как фактор ДТП. Предвидение Опасности. Навыки безопасного поведения на дороге. Начало движения и маневрирование. Расположение транспортных средств на проезжей части. Особенности проезда перекрестков.  Остановка и стоянка транспортных средств. Дорожные ситуации с участием пешеходов. Как разгадать дорожную ситуацию. Принятие решения в различных дорожных ситуациях.

 Тема 3. Работа водителя и ПДД пешехода (2 часа)

Основы теории движения автомобиля. Параметры автомобиля, влияющие на его безопасность. Условия работы водителя. Качества водителя, влияющие на безопасность автомобиля. Культура поведения пешехода. Взаимоуважение участников дорожного движения – основа безопасности на дороге. Из истории  ДТП.

Тема 4. Вы – очевидец ДТП (2часа)

 Что такое ДТП. Алгоритм вызова экстренных служб «01», «02», «03».

      Тема 5. Ошибки участников дорожного движения (2 часа).

 

Самообладание участника дорожного движения в различных дорожных ситуациях. Психологические факторы: адекватность, нагрузка, утомление и др. Понятия «ошибка пешехода», «ошибка водителя». Проявление ошибок и их классификация. Психология ошибок. Оценка и анализ своего поведения в

дорожном движении. Возможности улучшения безопасности дорожного движения. Риск водителя и риск пешехода – причины дорожно – транспортного происшествия.

Тема 6. Правила дорожного движения велосипедиста. Отработка практических навыков (2 часа)

Отработка практических навыков по Правилам дорожного движения велосипедиста, с соблюдением сигналов велосипедиста (стоп,  поворот, начало движения).

Тема 7. Зачет (2 часа)

Решение перфокарт. Проезд перекрестков в автогородке по сигналам транспортных светофоров, сигналам регулировщика. Преодоление препятствий.

 

Седьмой  класс

Учебно – тематический план

 

занятия

 

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Правовое воспитание участников дорожного движения.

1

1

0

2.

Обязанности пассажиров и правила перевозки людей.

2

1

1

3.

Сигналы светофора и регулировщика.

2

1

1

4.

Дорожные знаки. Группы дорожных знаков и дорожная разметка.

2

1

1

5.

Первая помощь пострадавшему.

6

3

3

6.

Зачет.

1

1

0

Итого:

14

8

6

 

Содержание

 

Тема 1. Правовое воспитание участников дорожного движения (1 час).

Что такое «правовое воспитание». Понятия «безопасность», «дорожная безопасность». Отношение к дорожному движению его участников и осознание ими своего места в нем: права, обязанности. Ответственность. Дорожное движение, как составная часть жизнедеятельности общества. Роль и ответственность Государства в обеспечении безопасности дорожного движения. Значение терминов и понятий при изучении ПДД. Права и обязанности участников дорожного движения. Ответственность участников дорожного движения за нарушение ПДД. Значение информации в обеспечении безопасности дорожного движения.

 

Тема 2. Обязанности пассажиров и правила перевозки людей (2 часа).

Безопасность пассажиров при посадке в транспортное средство и высадке из него.

Правила перевозки людей и требования безопасности. Правила перевозки детей в транспортных средствах. Требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств, перевозящих пассажиров. Средства безопасности автомобиля.

 

Тема 3. Сигналы светофора и регулировщика (2 часа).

Сигналы светофора и типы светофоров. Методы и системы использования светофоров. Сигналы регулировщика. Движение транспорта и пешеходов на регулируемых перекрестках.

 

Тема 4. Дорожные знаки. Группы дорожных знаков и дорожная разметка.(2 часа).

Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Группы дорожных знаков. Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки в микрорайоне школы. Роль и значение дорожных знаков и разметки в организации и управлении дорожным движением. Группы знаков и виды разметок. Движение транспорта и пешеходов на регулируемых и нерегулируемых перекрестках с применением дорожных знаков и разметки.

Тема 5. Первая помощь пострадавшему (6 часов).

Дорожно – транспортный травматизм. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (права участников дорожного движения и обязанности государства). Принципы организации помощи и последовательность действий на месте дорожно – транспортного происшествия:

·        определение состояния пострадавшего;

·        ушибы и переломы;

·        потеря сознания, остановка дыхания и нарушение кровообращения;

·        черепно – мозговые травмы;

·        травмы позвоночника.

 

Тема 6. Зачет (2 часа).

Тест – опрос. Практическая часть в автогородке.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

 

Обучающиеся знают:

 

1.     Причины дорожно – транспортного травматизма.

2.     Назначение средств регулирования дорожным движением (светофор, регулировщик, дорожные знаки и разметка) и распознавать их значение.

3.     Правила пересечения проезжей части дороги на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, пешеходных переходах и вне их, правила пересечения железнодорожных путей пешеходами и велосипедистами.

4.     Правила движения велосипедистов и технические требования к велосипеду.

5.     Понятие «остановочный путь», его составляющие и причины, влияющие на его длину.

6.     Приемы первой медицинской помощи в случае дорожно – транспортного происшествия.

7.     Понятие «водитель транспортного средства».

8.     Значение дорожного движения как составной части деятельности общества, осознавать свою роль в дорожном движении и понимать личную ответственность как участника дорожного движения.

9.     Опасные ситуации, возникающие по вине пешеходов и водителей.

10.  Порядок действий при попадании в ДТП или будучи его свидетелем.

 

 Обучающиеся умеют:

1.     Оценивать скорость транспортных средств и расстояние до них.

2.     Оценивать дорожную ситуацию на всех видах перекрестков и переходов, при пересечении железнодорожных путей.

3.     Пользоваться маршрутным и другими видами транспорта в качестве пассажира.

4.     Управлять велосипедом в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

5.     Оказывать первую медицинскую помощь, соответствующую видам травм.

6.     Применять практические умения, полученные в результате обучения.

 

Обучающиеся  владеют:

1. Комплексом знаний по безопасному поведению  на улицах и дорогах.

2. Понятиями о том, что  дорога несет потенциальную опасность и подросток  должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

 

Методы обучения

 

Основная методическая установка модуля программы «Школа дорожной грамоты» - обучение детей и подростков навыкам безопасного поведения на дороге. При этом используются следующие методы обучения: словесный метод, практическая работа, метод игры, наглядный метод. Множество заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Выбор методов и приемов педагогического руководства определяется целями и задачами конкретного занятия и содержания обучения курса.

 

Тест по  теме «Первая помощь»

Оказание первой медицинской помощи при ДТП

1. Как оказать первую помощь при обмороке?

1.                Уложить, приподняв ноги, обеспечить приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, побрызгать в лицо холодной водой.

2.                Перенести в прохладное место, уложить, охлаждать голову и область сердца, напоить холодным напитком.

3.                Уложить, согреть, напоить горячим напитком.

2. Как поступить при обнаружении в ране мелких инородных предметов?

1.                Промыть рану водой, удалить пальцами инородные предметы, обработать рану настойкой йода.

2.                Обернуть пальцы стерильной марлей и собрать мелкие инородные предметы.

3.                Нельзя собирать мелкие инородные предметы с поверхности раны.

3. Назовите признаки артериального кровотечения:

1.                На раневой поверхности выступают мелкие, точечные капельки крови.

2.                Кровь темно-вишневого цвета, вытекает медленно, равномерной и непрерывной струей.

3.                Кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.

4. Как оказать первую помощь при артериальном кровотечении у пострадавшего?

1.                Наложить давящую повязку.

2.                Наложить жгут выше места повреждения.

3.                Наложить согревающий компресс, обеспечить покой.

5. Каким образом производится наложение кровоостанавливающего жгута на конечность?

1.                Жгут накладывается на 10-15 см ниже места повреждения, конечность фиксируется повязкой.

2.                Жгут накладывается на 10-15 см выше места повреждения на подкладочный материал.

3.                Жгут накладывается на 10-15 см выше места повреждения непосредственно на кожу.

6. С какой целью к жгуту прикрепляется записка?

1.                В записке необходимо указать место аварии и фамилию лица, наложившего жгут.

2.                Указывается время наложения жгута.

3.                Указываются повреждения, обнаруженные у пострадавшего.

7. Назовите признаки венозного кровотечения:

1.                На раневой поверхности выступают мелкие, точечные капельки крови.

2.                Кровь темно-вишневого цвета, вытекает медленно, равномерной непрерывной струей.

3.                Кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.

8. Как оказать первую помощь при венозном кровотечении у пострадавшего?

1.                Пережать сосуд пальцами выше места повреждения.

2.                Наложить жгут выше места повреждения.

3.                Наложить давящую повязку.

9. Как оказать первую медицинскую помощь при травматическом шоке?

1.                Уложить, согреть, напоить горячим напитком.

2.                Перенести в прохладное место, уложить, охлаждать голову и область сердца с помощью холодных компрессов.

3.                Вынести на чистый воздух, побрызгать в лицо холодной водой.

10. Как определить, что кровоостанавливающий жгут наложен правильно?

1.                Кровотечение прекращается, конечность бледнеет.

2.                Пульс не прощупывается, теряется чувствительность конечности.

3.                Развивается отек, кожа приобретает багрово-синюшную окраску, появляются пузыри, наполненные жидкостью.

11. Назовите признаки, характерные для организма в состоянии клинической смерти:

1.                Потеря сознания, наличие пульса в артериях.

2.                Остановка дыхания, бледность.

3.                Потеря сознания, отсутствие пульса, остановка дыхания.

12. С помощью какой повязки можно зафиксировать поврежденную верхнюю конечность согнутой к туловищу?

1.                Косыночной.

2.                Пращевидной.

3.                Спиральной.

13. Как правильно обработать рану?

1.                Промыть водой, удалить инородные предметы, обработать поверхность раны настойкой йода.

2.                Обработать кожу вокруг раны настойкой йода, накрыть рану стерильной марлей и наложить бинтовую повязку.

3.                Промыть рану, залить спиртом или настойкой йода, наложить бинтовую повязку.

14. Как оказать первую медицинскую помощь при термическом ожоге?

1.                Укутать конечность подручным материалом.

2.                Наложить холодный компресс.

3.                Наложить стерильную повязку.

15. Что необходимо предпринять при остановке сердца?

1.                Провести массаж сердца.

2.                Провести массаж сердца одновременно с искусственным дыханием.

3.                Провести искусственное дыхание.

16. Как оказать первую помощь при открытом переломе конечности?

1.                Туго перебинтовать поврежденную конечность.

2.                Совместить костные отломки друг с другом, наложить повязку, зафиксировать конечность с помощью шины.

3.                Наложить повязку на рану, зафиксировать конечность с помощью шины.

17. Какие предметы можно использовать в качестве иммобилизирующей шины?

1.                Доски, палки, пучки прутьев.

2.                Только стандартные медицинские шины.

3.                Доски, картон, рейки, бинт.

18. Как оказать первую медицинскую помощь при химическом ожоге?

1.                Обильно промыть холодной водой, наложить стерильную повязку.

2.                Обработать края раны настойкой йода, наложить стерильную повязку.

3.                Промыть перекисью водорода, наложить стерильную повязку.

19. В каких случаях транспортировка пострадавших осуществляется сидя?

1.                Повреждения верхних конечностей и органов брюшной полости.

2.                Перелом ключицы, перелом ребер.

3.                Травмы груди.

20. Какие симптомы наблюдаются при сотрясении головного мозга?

1.                Похолодание тела, потеря сознания.

2.                Головная боль, тошнота, слабость, потеря сознания.

3.                Деформация черепа, очковая гематома.

21. В каком положении необходимо осуществлять транспортировку пострадавшего с черепно-мозговой травмой?

1.                Лежа на боку.

2.                Лежа на спине.

3.                Сидя.

22. Как оказать первую помощь при ушибе?

1.                Наложить холодный компресс, обеспечить ушибленному органу покой.

2.                Наложить согревающий компресс.

3.                Осторожно растереть травмированный участок, наложить повязку.

23. Что необходимо предпринять при повреждении связок?

1.                Согреть поврежденный сустав, обеспечить покой.

2.                Наложить повязку, фиксирующую сустав, прикладывать холодный компресс.

3.                Интенсивно растереть, наложить тугую повязку.

24. В каком случае необходимо накладывать герметизирующую повязку?

1.                Проникающее ранение грудной клетки.

2.                Проникающее ранение живота.

3.                Черепно-мозговая травма.

25. Назовите симптомы вывиха:

1.                Боль в конечности, общая слабость.

2.                Боль в конечности, деформация области сустава, отсутствие движения в суставе.

3.                Резкая боль, отек, патологическая подвижность.

26. Можно ли вправить вывих пострадавшему при оказании первой помощи?

1.                Можно, если пострадавший не ощущает боль.

2.                Можно, если отек еще не наступил.

3.                Нельзя.

27. Как оказать помощь пострадавшему при попадании в глаза электролита из АКБ?

1.                Промыть глаза струёй воды в течение нескольких минут.

2.                Промыть глаза слабым раствором питьевой соды.

3.                Промыть глаза мыльной водой.

4.                Промыть глаза спиртосодержащим раствором.

28. Как оказать первую медицинскую помощь при отравлении угарным газом?

1.                Уложить, согреть, напоить горячим напитком.

2.                Вынести на чистый воздух, растереть тело, дать понюхать нашатырный спирт.

3.                Перенести в прохладное место, уложить, охлаждать голову и область сердца с помощью холодных компрессов.

29. Массаж сердца проводится:

1.                На верхней части грудины.

2.                На границе средней и нижней трети грудины.

3.                На грудной клетке с левой стороны.

30. В каком случае необходимо транспортировать пострадавшего лежа на спине с согнутыми в коленях ногами?

1.                Травмы живота.

2.                Травмы груди и верхних конечностей.

3.                Повреждение органов брюшной полости или перелом костей таза.

 

 Как правильно применить  р-р  иода   или бриллиантовой зелени?

Обработать кожу вокруг раны.

 

Что подразумевается под временем реакции водителя (отрицательное влияние препаратов)?

Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по  ее  избеганию.

 

Что следует сделать в первую очередь при оказании помощи при обмороке?

Уложить и приподнять ноги.

 

Какое восстановительное положение следует придать пострадавшему без видимых наружных повреждений, находящемуся после проведения сердечно-легочной реанимации?

Лежа на боку, под голову, повернутую в сторону, подложить верхнюю руку пострадавшего, а верхнюю ногу согнуть в колене и положить на землю.

 

Каковы типичные признаки утомления водителя ?

Сонливость, вялость, притупление сознания.

 

Что следует сделать для оказания первой помощи пострадавшему при повреждении позвоночника?

Уложить пострадавшего на спину на ровную твердую поверхность.

 

Как правильно оказать первую помощь при вывихе конечности?

Зафиксировать конечность в положении, которое она приняла после травмы, приложить холод.

 

На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут в холодное время года?

Не более 30 минут.

 

На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут в теплое  время года?

Не более 1 часа.

Что следует сделать в первую очередь для оказания помощи лежащему на земле пострадавшему без видимых наружных повреждений, но находящемуся в бессознательном состоянии?

Запрокинуть голову на затылок, выдвинуть вперед челюсть, при необходимости очистить ротовую полость от инородных масс, контролировать наличие дыхания и пульса, вызвать СП.

 

Как наложить шину при переломе костей голени?

Наложить 2 шины с наружной и внутренней сторон конечности от середины бедра с фиксацией голеностопного и коленного суставов.

 

В чем заключается первая помощь пострадавшему при шоке?

Согреть, дать теплого чая.

 

В каком положении следует транспортировать пострадавшего с переломами  ребер и грудины?

В сидячем положении.

 

Как остановить кровотечение при ранении артерии?

Наложить жгут выше места ранения.

 

Как остановить кровотечение при ранении вены?

Наложить жгут ниже места ранения.

 

Что следует сделать для оказания первой помощи пострадавшему при повреждении ключицы?

Руку прибинтовать к туловищу.

 

Как правильно применить бактерицидные салфетки?

Не обрабатывая раны, наложить салфетку и зафиксировать ее пластырем.

 

Как влияет утомление водителя на его внимание и реакцию?

Внимание притупляется, время реакции увеличивается.

 

 

Как влияет алкоголь  на время реакции водителя?

Время реакции увеличивается.

 

В какой последовательности следует оказывать помощь пострадавшему, находящемуся в бессознательном состоянии, если у него прекратилось дыхание и сердечная деятельность?

Освобождение дыхательных путей, искусственная вентиляция легких, наружный массаж сердца.

 

 Что следует сделать для оказания первой помощи пострадавшему при  переломе плечевой кости?

Наложить две шины с наружной и внутренней стороны плеча, подложить валик в подмышечную область, зафиксировать конечность косыночной повязкой в согнутом положении.

 

Как правильно снять одежду с пострадавшего, получившего повреждение конечности?

Сначала снять с неповрежденной конечности.

 

При носовом кровотечении

Придать  положение  полусидя, голову наклонить вперед, обеспечить охлаждение переносицы

 

 

 

 

 

 

 

 Список рекомендуемой литературы для педагога

 

1.     Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст). 

2.     Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое пособие. Москва, «Третий Рим», 2008.

3.     Ильин, Е.Л. Дифференциальная психофизиология [Текст], Питер, 2001.

4.     Клебельсберг Д. Транспортная психология [Текст], Москва, Транспорт, 1998.

5.     Комлева, Л.А. Дети и дорога [Текст]. – Каменск-Уральский, Калан, 1997.

6.     Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ», Москва, 2009.

7.     Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст], - Москва, 2006.

8.     Уроки по правилам дорожного движения в 7-11 классах [Текст], - Екатеринбург, калан, 2006.

9.     Щелканова, Т.Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно-транспортной среде [Текст], - Курган, 2008.

10.   Матюгин, И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память [Текст]. – Москва, Эйдос, 1996.

11.   Содружество ради жизни [Текст].  Кемерово, 2009.

12.   Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. [Текст]: учебное пособие. – М., 1988. – 351с.

13.   Форштат М.Л. О понятиях и терминах, используемых в Правилах дорожного движения / М.Л. Форштат // ОБЖ. Основы безопасности жизни[Текст]. – 2009. - № 10.

14.   Конвенция о дорожном движении: ст. 1, гл. I, п. 1.2.

15.   Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196 – ФЗ.

16.   Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679.

17.   Безопасность: теория. Парадигма, концепция, культура. Словарь – справочник / автор – сост. Профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2 – е, доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ – Пресс, 2005.

18.   Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА – М, 2007

 

 Список рекомендуемой литературы для обучающихся

 

1.Алексанян Г.Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 –135 с.

2.Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста  [Текст], книга для учащихся/ Рыбин А.Л.- М.: Просвещение, 1992 –60 с.

3.Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "А" и "В"., Громоковский [и др. ] / М. – Рецепт – Холдинг.: 2004, 89 с.

4. Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст). 

5.Комментарии к «Правилам  дорожного  движения РФ» [Текст], Москва, 2009.

6.Астахов, П.  Я и дорога [Текст], Москва, Эксмо, 2009.

7.Волков, С. ПДД для детей [Текст], часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008.

8.Азбука пешехода [Текст], Москва, 2008.

9. Степанов Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. -2006. -№5. – 12 -16 с.